РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Мифологизация массового сознания предполагает и новый принцип восприятия текста: скорее как некоей мантры, ритуальной формулы, носящей универсально-объединительный характер и отличающей "посвященных" от "профанов". При таком восприятии рок-композиции совершенно необязательно, чтобы рок-текст обладал традиционной композиционной структурой.

Он может даже "катастрофически распадаться на фрагменты, связанные не логикой, а эмоциональным состоянием. Это поэзия не целого произведения (стиха), а отдельных фраз и ключевых слов, которые дают в сочетании с музыкой цепочку образов, воспринимаемых слушателем и дополняемых его собственной фантазией."59.

Добавим, что, в основном, метафорические цепочки рождаются из детерминированного набора реалий, характерных для определенных молодежных социальных групп, "растут из сора" сленговых выражений и "тусовочной" идиоматики. Но не только. Помимо этого ассимилируются наборы наиболее ярких цитат из наиболее читаемых в определенных слоях нонконформистской интеллектуальной элиты авторов. К примеру, элементы центонного стиха у Б. Гребенщикова охватывают спектр от Лао-Цзы до Дж. Р. Р. Толкиена.

Синтез музыкального, поэтического и театрального начал, сцементированных личностью исполнителя, возвращает рок к древнейшим формам ритуальной, обрядовой деятельности родоплеменных сообществ. Новый синкретизм, возникший на повороте самого технотронного из столетий, отражает глубинные социальные процессы, являя искусство эпохи очередного "коммуникационного взрыва", говоря словами канадского культуролога Маршалла Маклюэна.

 

"Жанр, появившийся в середине XX века в результате... научно-технического прогресса", возник в процессе поиска новых форм воздействия на сознание, адекватных тем изменениям, которым это сознание подверглось. Наряду, скажем, с научной фантастикой, рок — зеркало, в котором эпоха видит свое "будущее-в-настоящем". Поэтому необходимо, анализируя текст как одну из составляющих рок-композиции, исходить, с одной стороны, из постулатов традиционной поэтики, а с другой — не забывать о своеобразии и специфике данного поэтического жанра, о его задачах, и соответственно не рассматривать это явление исключительно в литературном контексте.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->