РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
НЕОМИФОЛОГИЗМ, СУГГЕСТИВНОСТЬ И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ
В ЛИРИКЕ Б. ГРЕБЕНЩИКОВА
Фигура Бориса Гребенщикова является
знаковой для русского рока. Эволюция его творчества отражает эволюцию русской рок-культуры. К настоящему времени о Гребенщикове написано
достаточно статей и в газетной периодике, и в серьезных журналах.
Однако первыми были статьи о БГ и
"Аквариуме", появившиеся в рок-самиздате.
Поэтому разговор об эволюции творчества этого рок-музыканта и поэта уместно
будет начать именно с данных публикаций. Одной из самых ярких является статья А- Троицкого "Ребята ловят свой кайф"1.
Статья написана в 1981 г.,
в период начала популярности "Аквариума", пришедшей после
скандального выступления на рок-фестивале "Тбилиси-80".
Троицкий пишет: "Я уже давно отвык воспринимать
А как музыкальный ансамбль. Скорее это человеческое существо, своенравное,
часто глупое, но симпатичное..." В такой, слегка эпатирующей, форме
(эпатаж является отличительной чертой рок-критики. особенно ее самиздатовского
варианта) Троицкий дает читателям понять, что "Аквариум" перерос
рамки чисто музыкального явления и стал чем-то большим.
Может быть, образом жизни. Интересными
представляются едва ли не первые оценки гребенщиковской поэзии, сделанные в
статье: "БГ, несомненно, талантливый поэт... с одной стороны — сленг,
легкая уличность и цинизм, с другой — наивыспреннейшие образцы высокого
штиля... Все же, БГ, как мне кажется, скорее поэт одной-двух строчек, чем
целого стихотворения. Большинство произведений сильно разбавлено всевозможными
неясностями, общими местами и пр. безответственным словоблудием."
И далее Троицкий дает уничтожающий разбор текста
рок-композиции "Держаться корней" (альбом "Акустика", 1982)2:
"После первого конкретного начала (телевизоры, гастрономы, etc)
следует куплет совершенно невразумительный и логически (сюжетно-персонажно)
абсолютно с предшествующим не связанный:
 
|