РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

НЕОМИФОЛОГИЗМ, СУГГЕСТИВНОСТЬ И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ЛИРИКЕ Б. ГРЕБЕНЩИКОВА

Фигура Бориса Гребенщикова является знаковой для русского рока. Эволюция его творчества отражает эволюцию русской рок-культуры. К настоящему времени о Гребенщикове написано достаточно статей и в газетной периодике, и в серьезных журналах.

Однако первыми были статьи о БГ и "Аквариуме", появившиеся в рок-самиздате. Поэтому разговор об эволюции творчества этого рок-музыканта и поэта уместно будет начать именно с данных публикаций. Одной из самых ярких является статья А- Троицкого "Ребята ловят свой кайф"1. Статья написана в 1981 г., в период начала популярности "Аквариума", пришедшей после скандального выступления на рок-фестивале "Тбилиси-80".

Троицкий пишет: "Я уже давно отвык воспринимать А как музыкальный ансамбль. Скорее это человеческое существо, своенравное, часто глупое, но симпатичное..." В такой, слегка эпатирующей, форме (эпатаж является отличительной чертой рок-критики. особенно ее самиздатовского варианта) Троицкий дает читателям понять, что "Аквариум" перерос рамки чисто музыкального явления и стал чем-то большим.

Может быть, образом жизни. Интересными представляются едва ли не первые оценки гребенщиковской поэзии, сделанные в статье: "БГ, несомненно, талантливый поэт... с одной стороны — сленг, легкая уличность и цинизм, с другой — наивыспреннейшие образцы высокого штиля... Все же, БГ, как мне кажется, скорее поэт одной-двух строчек, чем целого стихотворения. Большинство произведений сильно разбавлено всевозможными неясностями, общими местами и пр. безответственным словоблудием."

И далее Троицкий дает уничтожающий разбор текста рок-композиции "Держаться корней" (альбом "Акустика", 1982)2: "После первого конкретного начала (телевизоры, гастрономы, etc) следует куплет совершенно невразумительный и логически (сюжетно-персонажно) абсолютно с предшествующим не связанный:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->