РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Отмеченные Троицким со знаком "плюс"
"Иванов" и "Двадцать пять к десяти", а также
раскритикованная "Держаться корней" принадлежат к альбому
"Акустика", где присутствует и абсолютно критиком не отмеченная, но
от этого не менее замечательная с поэтической точки
зрения композиция "Моей звезде не суждено".
Подход к рок-поэзии с
системой "сюжетно-персонажных" критериев так же неоправдан, как и
любое требование от лирики эпической конкретности. Рок-поэзия, в свою очередь,
отличается спецификой, подробному разбору которой будет отведен специальный
раздел настоящей работы.
Следует однако, отдать
Троицкому должное. В статье "Песни городских вольеров"4 он
уже "склонен дать положительный ответ на вопрос о существовании рок-поэзии
как отдельного явления, обладающего своей спецификой,"
а также говорит о том, что "неповторимость словесной стихии рока
обусловлена тем обстоятельством, что это
самая массовая (а), непрофессиональная (б), но тиражируемая (что отличает
ее от стихов в альбомах) поэзия из всех существовавших когда-либо," и что
"глупо подходить к словам рок-песен с критериями
академической литературы."
Относительно последнего утверждения можно было бы
поспорить, поскольку все дело в том, каковы эти критерии, но в целом Троицкий
занял правильную позицию.
Но обратимся к дальнейшей истории
"Аквариума" и прессы о нем. В 1982 г. записывается магнитоальбом
"Табу", в текстах которого прослеживается явное влияние поэтики Дж.
Моррисона. В 1983
г. выходит альбом "Радио Африка" со знаменитым
рок-манифестом "Рок-н-ролл мертв". В 1984 г. появляется альбом
"Ихтиология", и в том же году — альбом "День серебра",
также с точки зрения композиции (в литературном смысле слова) могущий быть
названным "ораторией" или "сюитой", в том смысле, что все
тексты этого альбома объединены единым семантическим полем.
Именно этот альбом рецензирует Троицкий в статье
"Заверните десяток, пожалуйста!", опубликованной в 1985 г. в новосибирском
журнале "Тусовка" № 3 (сам Троицкий
утверждает, что статья была написана специально для гребенщиковского журнала
"Рокси").
 
|