РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

В этой, пожалуй, самой яркой статье из всего критического наследия Троицкого он характеризует Гребенщикова как "человека шестидесятых годов", каковым тот всегда и был, "хотя и не любил в этом сознаваться", и считает, что слушателям "не стоит набивать рыхлое чучело "Аквариума" собственными ожиданиями, требовать "сердитости", "модерна" и т.п."

Однако, обвинив альбом в устарелости, Троицкий вынужден признать, что аудитория, тем не менее, воспринимает Гребенщикова как "кумира-проповедника, и ловит каждое слово песни, как новую заповедь."

А. Житинский об альбомах Гребенщикова раннего периода высказывается следующим образом: "Прослушивая один за другим "Синий альбом", "Акустику", "Треугольник", "Табу", "Радио Африка", удивляешься неожиданности музыки и текстов, артистичности и изяществу, с какими сделана каждая вещь. Просится слово "изысканность", которое не кажется странным даже при том, что какие-то песни написаны на сленге и в них можно встретить далеко не изысканные выражения.

Грубость перестает быть грубостью, она эстетизируется, становится элементом поэтики. "Низкое" интересует автора не само по себе, а как антитеза "высокому". Причем противоборства не возникает, они включаются в систему на равных правах..." Отвечая возможным критикам, Житинский цитирует строки композиций "Корнелий Шнапс" ("Треугольник") и "Два тракториста" (тот же альбом):

 

"Неподготовленного слушателя некоторые из них попросту шокируют. Что это — бред? насмешка? эпатаж? "Кругом цветет (сплошной цурюк." Мы отказываемся понимать! "Вороны спускаются с гор". Караул?" — и объясняет наличие таких текстов тяготением Гребенщикова к английской народной поэзии, к абсурдным лимерикам, а также вспоминает в этой связи поэзию обэриутов и даже Мандельштама "с его напряженно-ассоциативной речью".

Житинский утверждает: "Гребенщиков не занимается составлением ребусов. Его тексты рассчитаны на целостное восприятие. Они скорее создают атмосферу, настроение, чем формулируют мысль."5 Но при всей апологетике этот автор, тем не менее, вынужден отметить, что у Гребенщикова встречаются иногда вкусовые погрешности, "иногда веет литературностью, выспренностью."6

 

Илья Смирнов о лирическом герое раннего "Аквариума" высказывается так: "У АКВАРИУМА это пока еще молодой интеллектуал; хоть он хлещет по ночам дешевый портвейн, но все-таки сознает собственное отличие от "толпы":

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->