РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Но ему не слиться с ними, с согражданами своими,
У него в кармане Сартр, у сограждан в лучшем случае пятак.
("Иванов")
Останавливаясь,
подобно Троицкому, на восприятии текстов Гребенщикова слушателями, Смирнов отмечает:
"Демократическая аудитория БГ
долго не могла понять, что там у его Иванова в кармане: большинству слышалось
"сахар". Зачем ему сахар в трамвае?"7
Смирнов говорит о том, что в песнях
"Аквариума" появляется герой нового типа, со своей биографией,
отличающейся незаемностью, отсутствием ориентации на чужие стереотипы (несмотря
на явное и несомненное влияние на творчество БГ английских рок-групп и — шире —
англоязычной культуры в целом): "Новый герой — герой с улицы, причем не
лондонской или ливерпульской, а со своей,
ленинградской. Человек со своими — советскими — проблемами, психологией и
культурой, которые были сформированы именно здешней действительностью финальных
лет правления Леонида I."8
Цикл альбомов "Канонического
"Аквариума" завершают три магнитных сборника: "Дети
декабря" (1985-86), "Десять стрел" (1986), и
"Равноденствие" (1987). Компилятивный альбом, составленный из песен "Дня серебра"
и "Детей декабря" вышел в 1987 г. на фирме "Мелодия" со
вступительной статьей А.Вознесенского, и с этого момента идет волна публикаций
об "Аквариуме" в официальной
прессе.
Одной из ярких можно назвать статью М.Тимашевой
"Я не люблю пустого словаря"9. Автор
противопоставляет "московскую" и "ленинградскую" школы
рок-исполнителей, говоря, что ленинградцы привержены, если выражаться языком
театральной терминологии, школе "переживания", а московские — школе
"представления". Об альбоме "Треугольник" она
говорит как о точке отсчета отечественной рок-культуры,
и, как и Житинский, вспоминает в связи с текстами Гребенщикова имена Хармса и
Заболоцкого, говоря о близости текстов "Аквариума" эстетике
футуристов и обэриутов.
Вслед за "каноническим "Аквариумом"
появляется цикл альбомов, объединенный под названием "Смутное время"10.
 
|