РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Петербургский текст, представленный в диссертации на основе исследований,
посвященных проблеме Петербургского текста (работы Л. Долгополова, Ю.М.
Лотмана, Д.Е. Максимова, З.Г. Минц, В.М. Паперного, Р.Д. Тименчика, В.Н.
Топорова9), выступает в контексте анализа
рок-поэзии в качестве постоянно обновляющейся, содержательно и формально
значимой эстетической традиции. "Вписанность" в эту традицию, либо
чуждость ей может служить критерием художественной оценки исследуемого явления.
Глава 1. РОК-КУЛЬТУРА И
РОК-ПОЭЗИЯ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОЦИУМОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Данная глава
посвящена определению границ понятия рок-культуры и
введению в социокультурный контекст проблемы. Делается попытка проследить
процесс формирования рок-культуры, выяснить, к какому
типу коммуникации рок-культура относится, на какие "понимающие структуры"
ориентирована.
Для интерпретации рок-текстов, если
пользоваться терминологией рецептивной эстетики, крайне необходимо очертить
транссубъектный горизонт понимания рок-композиций реципиентом, обозначить тот
социальный контекст, в котором осуществляется рецепция произведения1. Х. Р. Яусс имеет в данном случае в виду
интерпретацию литературного произведения, но текст рок-композиции
также может рассматриваться как факт литературы, хотя и принадлежит к разряду
маргинальных "низких" жанров с точки зрения классических
литературоведческих канонов.
Т. Чередниченко говорит о том, что
рок-музыканты продолжают карнавальную традицию, их эпатаж укладывается в рамки
праздничной провокации, "магического глумления", "святочного
озорничанья". В то же время она отмечает и то, что "рок актуализирует
"заблокированные" цивилизацией ранние типы социализации
человека" и говорит в этой связи о "социально-терапевтическом"
значении рока".2
По мнению Т. Чередниченко, рок дает
выход обычно подавляемым настроениям в символическом акте исполнения и слушания
музыки. В дополнение к этому, будучи музыкой, характерной для молодежной
субкультуры, рок выражает потребность в "поколенческой
самоидентификации".
 
|