РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Помимо этого, характеризуя особенности нашего отечественного рока, исследователь отмечает, что тот "вначале был пророком поневоле (противостоя эстрадному официозу — Т. Л.), затем превратился в добровольного проповедника".3

Однако, по нашему мнению, эта последняя функция присуща отнюдь не только отечественному року. Она берет свое начало в лучших образцах западной рок-классики (композиции Джоррисона (группа "Дорз"), а также Дж.Леннона и П.Маккартни (группа "Битлз"). Т. Чередниченко указывает, что рок не сводится лишь к "протесту", хотя и отмечает, что мотивы социального протеста превратились со временем в главную "рок-ценность".

Любой протест нуждается прежде всего в вербализации. Т. Чередниченко утверждает, что текст не является главным элементом рок-композиции: "Слова, так сказать, срываются с понятийной цепи, погружаются в иррациональную безудержность выплескиваемой энергии".4 Тем не менее, именно текст рок-композиций выполняет (разумеется, наряду с музыкальным рядом) основную функцию "поколенческой самоидентификации" и позволяет рассматривать рок-поэзию в качестве одного из проявлений Поэзии как таковой.

Если обратиться к тезису Й. Хейзинги о том, что "во всякой живой, процветающей цивилизации... поэзия выполняет витальную, социальную и литургическую функции"5, пафос рок-поэзии можно уподобить пафосу древних поэтов Греции, осуществлявших ярко выраженную социальную функцию: "Они обращаются к народу как наставники, увещевают его. Они выступают ках вожди народа..."6

Относительно карнавализации и "праздничной провокации" рока, а также "иррациональной безудержности выплескиваемой энергии" можно провести аналогию со следующим определением Хейзингой поэтической культуры на ранней стадии ее развития: "Поэзия в своей первоначальной функции как фактор ранней культуры рождается в игре и как игра. Это освященная игра, но в своей священности эта игра все же постоянно остается на грани необузданности, шутки, развлечения."7

Обращаясь к лирике XX столетия, Хейзинга выделяет в ней те направления, которые намеренно остаются эзотерическими и "вместе с узким кругом читателей, которые понимают их язык, во всяком случае, знакомы с ним, образуют замкнутую культурную группу весьма древнего типа."8

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->