РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Поэтический текст в результате оказывается
носителем таких семантических значений, которые не содержатся непосредственно ни
в одном из элементов структуры, однако подсказываются ею, воспринимаемой как
целое.
Е. Эткинд говорит о целой лестнице контекстов,
присущих лирике: 1 — общесловарный, 2 — условно-словарный (общепризнанный
переносный смысл), 3 — литературного направления, 4 — данного автора, 5 — цикла
стихотворений, 6 — отдельного стихотворения.29
Ю.Н. Тынянов, введя
понятие "единство и теснота стихового ряда", показал, что стих
является как бы "сверхсловом" с трансформированным, обновленным и
обогащенным смыслом: "Слова оказываются внутри стиховых рядов... в более
сильных и близких соотношениях и связи", что ощутимо активизирует
семантическое начало речи.30
Определяющими для
рок-поэзии являются три типа контекста: во-первых, контекст литературный,
собственно художественный; во-вторых, контекст общественно-политический, в
третьих -контекст "магического сознания",
возвращающего реципиента к переживанию родо-племенной общности и связанных с
ней архетипов коллективного бессознательного.
В данной работе
рассматривается проблема взаимодействия всех типов контекстов. Однако основное
внимание уделяется все же именно литературному аспекту рок-поэзии.
Для рок-поэзии
характерна тенденция к максимальной многосмысленности,
возникающей из столкновения стихийно-природных, космических,
культурно-исторических и эмпирико-исторических, бытовых слоев бытия.
Одной из составляющих
текста рок-композиции является широкое использование
мифологических, литературных и всякого рода историко-культурных реминисценций
по принципу их многократного наслоения, в результате чего происходит
контаминация или столкновение сходных, но не тождественных
"комбинаторно-приращенных смыслов".
При этом одной из
определяющих черт рок-поэзии является ее игровой
характер, использование приема гротеска, карнавализации, абсурда. Комическое и
трагическое оказываются амбивалентными категориями, что характерно для гротеска
авангарда.
 
|