РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Здесь уместным представляется остановиться на определении гротеска для того, чтобы лучше понять особенности использования гротескных приемов в рок-поэзии.

В "Литературной энциклопедии" дается следующее определение гротеска: "Это высшая степень комического, проявляющаяся: 1 — в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, которые могут достигать границ фантастического; 2 — в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в область смешного.

Такое построение представляет собой цельный замкнутый внутренне комплекс и является гротеском чистого рода — гротеском комическим; 3 — но может произойти обратное движение, если комическое завершится резким трагическим срывом — это будет композицией гротескного юмора."31

Для гротескного стиля характерны намеренное разрушение привычных ассоциаций и сцеплений слов и фактов, нелогичность здесь превращается в творческий прием. Используются гиперболические сравнения, метафорические выражения употребляются в прямом значении, серьезный тон изложения нарушается алогизмом вывода.

Еще одной чертой гротеска является принцип чередования фантастического и бытового, характерный для гоголевского гротеска, ставшего образцом для гротеска авангарда.

В. Кайзер считает, что гротеск есть прежде всего "отчужденный мир", наш мир, который становится чужим и угрожающим, причем неожиданность и удивление являются существенными элементами гротеска. В отчужденном мире мы теряем ориентацию, прежде всего физическую, появляется страх перед жизнью, а не перед смертью.32 Кайзер различает "фантастический гротеск с его онейроидным миром и резко сатирический гротеск, для которого характерна игра масок."33

 

М.М. Бахтин различает "реалистический" и "модернистский" гротеск, считая концепцию Кайзера применимой, в основном, для модернистского гротеска, связанного с романтической традицией гротеска. Бахтина интересует прежде всего реалистический гротеск, характерный для произведений "народной смеховой культуры".

 

Главную черту гротескного реализма составляет снижение или трансформация "всего высокого, духовного, идеального, отвлеченного в материально телесный план". читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->