РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Здесь уместным
представляется остановиться на определении гротеска для того, чтобы лучше
понять особенности использования гротескных приемов в рок-поэзии.
В
"Литературной энциклопедии" дается следующее определение гротеска: "Это высшая степень комического, проявляющаяся: 1 — в виде
чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, которые могут достигать
границ фантастического; 2 — в виде композиционного контраста, внезапного
смещения серьезного, трагического в область смешного.
Такое построение
представляет собой цельный замкнутый внутренне комплекс и является гротеском
чистого рода — гротеском комическим; 3 — но может произойти обратное движение, если комическое завершится резким трагическим срывом — это будет композицией
гротескного юмора."31
Для гротескного
стиля характерны намеренное разрушение привычных
ассоциаций и сцеплений слов и фактов, нелогичность здесь превращается в
творческий прием. Используются гиперболические
сравнения, метафорические выражения употребляются в прямом значении, серьезный
тон изложения нарушается алогизмом вывода.
Еще одной чертой
гротеска является принцип чередования фантастического и бытового, характерный
для гоголевского гротеска, ставшего образцом для гротеска авангарда.
В. Кайзер считает,
что гротеск есть прежде всего "отчужденный
мир", наш мир, который становится чужим и угрожающим, причем неожиданность
и удивление являются существенными элементами гротеска. В отчужденном мире мы
теряем ориентацию, прежде всего физическую, появляется страх перед жизнью, а не
перед смертью.32 Кайзер различает "фантастический гротеск с его
онейроидным миром и резко сатирический гротеск, для которого характерна игра
масок."33
М.М. Бахтин
различает "реалистический" и "модернистский" гротеск,
считая концепцию Кайзера применимой, в основном, для модернистского гротеска,
связанного с романтической традицией гротеска. Бахтина интересует
прежде всего реалистический гротеск,
характерный для произведений "народной смеховой культуры".
Главную черту гротескного реализма составляет
снижение или трансформация "всего высокого, духовного, идеального,
отвлеченного в материально телесный план".
 
|