РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Бахтин
считает, что "гротеск освобождает от всех тех форм нечеловеческой необходимости,
которые пронизывают господствующие представления о мире... развенчивает эту
необходимость как относительную и ограниченную; гротескная форма помогает
освобождению... от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому,
почувствовать... возможность совершенно иного миропорядка."34
В. Ристер отмечает,
что "первичная функция гротеска в авангарде заключается в отрицании
разумности мира и его переоценке, в то время как сатирическая функция (если она
существует) вторична...
В
романах русского авангарда традиционные образы и мотивы гротеска
(фантастические образы и мотивы демонологической традиции, мотив двойника,
человека и его тени, куклы, ожившие предметы и т.д.) пародируются, и тягостное
заменяется смешным, или в деиерархизированной структуре, где семантические
уровни переплетаются, они одновременно функционируют на разных уровнях,
превращаясь тем самым из мотивов или образов в структуральные отношения.35
В творчестве Б.
Гребенщикова можно встретить разнообразные примеры сатирического гротеска. В
тексте рок-композиции "Электрический пес",
являющейся попыткой сатирической рефлексии на тему мироощущения
"контркультурного" поколения, возникает образ "электрического
пса", который восходит к образу "механического пса" из антиутопии Р. Брэдбери "451° по
Фаренгейту".
В романе Брэдбери
механический пес служит воплощением контролирующих человеческое сознание
механизмов государства. Робот-пес преследует людей, неугодных режиму, и
расправляется с ними. Этот образ в тексте Гребенщикова получает ироническое
переосмысление. Электрический пес оказывается единственным
"человечным" существом в механизированном и обездуховленном мире, в
котором обитают герои (вернее, антигерои) рок-композиции.
 
|