РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

            Бахтин считает, что "гротеск освобождает от всех тех форм нечеловеческой необходимости, которые пронизывают господствующие представления о мире... развенчивает эту необходимость как относительную и ограниченную; гротескная форма помогает освобождению... от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать... возможность совершенно иного миропорядка."34

 

В. Ристер отмечает, что "первичная функция гротеска в авангарде заключается в отрицании разумности мира и его переоценке, в то время как сатирическая функция (если она существует) вторична...

 

В романах русского авангарда традиционные образы и мотивы гротеска (фантастические образы и мотивы демонологической традиции, мотив двойника, человека и его тени, куклы, ожившие предметы и т.д.) пародируются, и тягостное заменяется смешным, или в деиерархизированной структуре, где семантические уровни переплетаются, они одновременно функционируют на разных уровнях, превращаясь тем самым из мотивов или образов в структуральные отношения.35

 

В творчестве Б. Гребенщикова можно встретить разнообразные примеры сатирического гротеска. В тексте рок-композиции "Электрический пес", являющейся попыткой сатирической рефлексии на тему мироощущения "контркультурного" поколения, возникает образ "электрического пса", который восходит к образу "механического пса" из антиутопии Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту".

 

В романе Брэдбери механический пес служит воплощением контролирующих человеческое сознание механизмов государства. Робот-пес преследует людей, неугодных режиму, и расправляется с ними. Этот образ в тексте Гребенщикова получает ироническое переосмысление. Электрический пес оказывается единственным "человечным" существом в механизированном и обездуховленном мире, в котором обитают герои (вернее, антигерои) рок-композиции.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением


Hosted by uCoz="Hosted by uCoz" />