РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Действие происходит на "прокуренной кухне", где

Гитаристы лелеют свои фотоснимки,

А поэты торчат на чужих номерах.

Но сами давно звонят лишь друг другу,

Обсуждая, насколько прекрасен наш круг...

Роботоподобию разыгрывающих заученные роли героев противопоставлен живой и мыслящий, наделенный чувствами, электрический пес: он глядит на происходящее "откуда-то сбоку, с прицельным вниманьем", он "вгрызается в стены в вечном поиске новых и ласковых рук", он даже "влюблен" в женщин, "красящих ядом рабочую плоскость ногтей".

Типичный гротескный мотив оживления мертвого и омертвления живого, восходящий к гоголевскому гротеску, получает здесь новое воплощение. При этом электрическому псу отводится в тексте роль наблюдателя-резонера, что еще более усиливает гротескность происходящего: этот пес, он смеется над нами // он не занят вопросом, каким и зачем ему быть."36

 

В рок-композиции "Корнелий Шнапс" (альбом "Треугольник", 1981) гротескный герой "бредет по свету", но дорога неизбежно приводит его к смерти: "ведет его дорога в Лету". Окружающий героя мир представлен реализованной метафорой "кругом цветет сплошной цурюк". Гротескно пародируются мотивы творческого вдохновения и положения "обывательской" морали:

"Корнелий мелодично свищет

Гармоний сложных и простых.

Он от добра добра не ищет..."

Завершается путь героя падением в Лету: "Вот и конец пути: бултых!" Разумность окружающего мира отрицается, он подвергается иронической переоценке.

Гротескное воплощение получает у Гребенщикова и образ "героических полярников", ставший в советское время одним из стереотипных в идеологической пропаганде. В композиции "Боже, помилуй полярников" (альбом "История "Аквариума". Архив. Том 3" (1991)) пародируется "высокий стиль", рождается некий гибрид передовицы "Правды" и молитвы о страждущих и находящихся в путешествии:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->