РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Действие происходит
на "прокуренной кухне", где
Гитаристы лелеют
свои фотоснимки,
А поэты торчат на
чужих номерах.
Но сами давно
звонят лишь друг другу,
Обсуждая, насколько
прекрасен наш круг...
Роботоподобию разыгрывающих заученные роли героев
противопоставлен живой и мыслящий, наделенный чувствами, электрический пес: он глядит на происходящее
"откуда-то сбоку, с прицельным вниманьем", он "вгрызается в
стены в вечном поиске новых и ласковых рук", он даже "влюблен" в
женщин, "красящих ядом рабочую плоскость ногтей".
Типичный гротескный мотив оживления мертвого и
омертвления живого, восходящий к гоголевскому гротеску, получает здесь новое
воплощение. При этом электрическому псу отводится в тексте роль
наблюдателя-резонера, что еще более усиливает гротескность происходящего: "А этот пес, он смеется
над нами // он не занят
вопросом, каким и зачем ему быть."36
В рок-композиции "Корнелий Шнапс" (альбом
"Треугольник", 1981) гротескный герой "бредет по свету", но
дорога неизбежно приводит его к
смерти: "ведет его дорога в Лету". Окружающий героя мир представлен
реализованной метафорой "кругом цветет сплошной цурюк". Гротескно
пародируются мотивы творческого вдохновения и положения
"обывательской" морали:
"Корнелий
мелодично свищет
Гармоний сложных и
простых.
Он от добра добра
не ищет..."
Завершается путь героя падением в Лету: "Вот и
конец пути: бултых!" Разумность окружающего мира отрицается, он
подвергается иронической переоценке.
Гротескное
воплощение получает у Гребенщикова и образ "героических полярников",
ставший в советское время одним из стереотипных в идеологической пропаганде. В композиции "Боже, помилуй полярников" (альбом
"История "Аквариума". Архив. Том
3" (1991)) пародируется "высокий стиль", рождается некий гибрид
передовицы "Правды" и молитвы о страждущих и находящихся в путешествии:
 
|