РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Боже, помилуй полярников с их бесконечным днем,

­С их портретами партии, которые греют их дом;

С их оранжевой краской и планом на год вперед,

С их билетами в рай на корабль, идущий под лед.

"Полярники" предстают гротескным воплощением абсурдности советского бытия:

Никто не знает, зачем они здесь, и никто не помнит их лиц,

Но во имя их женщины варят сталь и дети падают ниц.

Вывод, которым разрешается лиризированное повествование, поражает алогичной логикой, которая только и возможна в мире с перевернутой системой ценностей: заступаясь за "полярников" теред Господом, лирический герой просит:

­И когда ты помилуешь их и воздашь за любовь и честь,

Удвой им выдачу спирта, и оставь их, как они есть.37

Гротескные образы в текстах Гребенщикова являются проявлением присущего рок-культуре в целом карнавального мироощущения, карнавального смеха, в основе которого лежит осознание "диалектически двойственной правды о мире в целом", "веселой относительности всякого строя и порядка", "всякой власти и положения (иерархического)".38

 

Карнавал "позволяет раскрыться и выразиться — в конкретно-чувственной форме — подспудным сторонам человеческой природы... карнавал сближает, объединяет, обручает и сочетает священное с профанным, высокое с низким, великое с ничтожным, мудрое с глупым... этому служит целая система карнавальных снижений и приземлений, карнавальные непристойности, карнавальные пародии, карнавальный мезальянс и всякого рода профанации."39

 

Бахтин говорит, что "ядро карнавального мироощущения — пафос смен и перемен, смерти и обновления... Карнавал, так сказать, функционален, а не субстанционален. Он ничего не абсолютизирует, а провозглашает веселую относительность всего.140

Эти черты сближают карнавальное сознание с контркультурным, которое также отличается прежде всего пафосом отрицания и направленностью на игру с культурными и историческими феноменами.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->