РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Боже, помилуй
полярников с их бесконечным днем,
С их портретами
партии, которые греют их дом;
С их оранжевой
краской и планом на год вперед,
С их билетами в рай
на корабль, идущий под лед.
"Полярники"
предстают гротескным воплощением абсурдности советского бытия:
Никто не знает,
зачем они здесь, и никто не помнит их лиц,
Но во имя их
женщины варят сталь и дети падают ниц.
Вывод, которым разрешается лиризированное
повествование, поражает алогичной логикой, которая только и возможна в мире с
перевернутой системой ценностей: заступаясь за "полярников" теред
Господом, лирический герой просит:
И когда ты
помилуешь их и воздашь за любовь и честь,
Удвой им выдачу
спирта, и оставь их, как они есть.37
Гротескные образы в текстах Гребенщикова являются
проявлением присущего рок-культуре в целом
карнавального мироощущения, карнавального смеха, в основе которого лежит
осознание "диалектически двойственной правды о мире в целом",
"веселой относительности всякого строя и порядка", "всякой власти
и положения (иерархического)".38
Карнавал
"позволяет раскрыться и выразиться — в конкретно-чувственной форме —
подспудным сторонам человеческой природы... карнавал сближает, объединяет,
обручает и сочетает священное с
профанным, высокое с низким, великое с ничтожным, мудрое с глупым... этому
служит целая система карнавальных снижений и приземлений, карнавальные
непристойности, карнавальные пародии, карнавальный мезальянс и всякого рода
профанации."39
Бахтин говорит, что
"ядро карнавального мироощущения — пафос смен и перемен, смерти и
обновления... Карнавал, так сказать, функционален, а не субстанционален. Он
ничего не абсолютизирует, а провозглашает веселую относительность всего.140
Эти черты сближают
карнавальное сознание с контркультурным, которое также отличается
прежде всего пафосом отрицания и направленностью на игру с культурными и
историческими феноменами.
 
|