РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Следует отметить, что те ростки контркультурного сознания, которые взошли на почве тоталитарного советского государства, отличались, быть может, еще большей "карнавальностью", чем на Западе. В условиях предельно идеологизированного и бюрократизированного социума тенденция к развенчанию "нечеловеческой необходимости", "монолитно серьезной, безусловной и непререкаемой", была очень сильной.

В определенной степени она являлась необходимым условием выживания в данной ситуации. "Смеховое начало и карнавальное мироощущение, лежащие в основе гротеска, разрушают ограниченную серьезность и всякие претензии на вневременную значимость и безусловность представлений о необходимости и освобождают человеческое сознание, мысль и воображение для новых возможностей."41

 

Карнавализацию сознания и широкое использование гротеска можно видеть и в творчестве обэриутов. "Эстетическая платформа обэриутов складывалась в оппозиции к бездуховному мещанскому существованию, подчиненному утилитарной регламентации, рационализму и рассудочности. Антиобывательское начало приводило к конфронтации с действительностью, подвергаемой в жизненной и литературной практике обэриутов деструкции."42

 

В манифесте 1928 года группа "Объединение реального искусства" отстаивает право на "новое мироощущение" и "новый поэтический язык". Обэриуты экспериментировали с элементами разных культурных традиций — фольклорных, классических и модернистских.

Отличительной чертой их творчества является трансформация действительности, свободная игра с ее элементами. В художественной системе обэриутов традиционное мировоззрение подвергается ревизии, человек в целом обнаруживает свою несостоятельность.

Жизнь на развалинах старых, отживших догм представляется исполненной трагикомизма, в ней господствует абсурд.

 

Негативистский пафос, присущий обэриутам, является неотъемлемой частью контркультурного сознания и рок-культуры. Иногда этот пафос реализуется у обэриутов в форме прямого столкновения лирического героя с действительностью:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->