РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Следует отметить,
что те ростки контркультурного сознания, которые взошли на почве тоталитарного
советского государства, отличались, быть может, еще большей
"карнавальностью", чем на Западе. В условиях предельно
идеологизированного и бюрократизированного социума тенденция к развенчанию
"нечеловеческой необходимости", "монолитно серьезной,
безусловной и непререкаемой", была очень сильной.
В определенной
степени она являлась необходимым условием выживания в данной ситуации.
"Смеховое начало и карнавальное мироощущение, лежащие в основе гротеска,
разрушают ограниченную серьезность и всякие претензии на вневременную
значимость и безусловность представлений о необходимости и освобождают
человеческое сознание, мысль и воображение для новых возможностей."41
Карнавализацию
сознания и широкое использование гротеска можно видеть и в творчестве
обэриутов. "Эстетическая платформа обэриутов складывалась в оппозиции к
бездуховному мещанскому существованию, подчиненному утилитарной регламентации,
рационализму и рассудочности. Антиобывательское начало приводило к конфронтации
с действительностью, подвергаемой в жизненной и литературной практике обэриутов
деструкции."42
В манифесте 1928
года группа "Объединение реального искусства" отстаивает право на "новое мироощущение" и
"новый поэтический язык".
Обэриуты экспериментировали с элементами разных культурных традиций — фольклорных,
классических и модернистских.
Отличительной
чертой их творчества является трансформация действительности, свободная игра с
ее элементами. В художественной системе обэриутов традиционное мировоззрение
подвергается ревизии, человек в целом обнаруживает свою несостоятельность.
Жизнь на развалинах
старых, отживших догм представляется исполненной трагикомизма, в ней
господствует абсурд.
Негативистский
пафос, присущий обэриутам, является неотъемлемой частью контркультурного
сознания и рок-культуры. Иногда этот пафос реализуется
у обэриутов в форме прямого столкновения лирического героя с действительностью:
 
|