РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Специфику лирики Гребенщикова невозможно понять в отрыве от
социокультурного, исторического контекста ее создания, несмотря на то,
что темы ее можно назвать общечеловеческими, универсальными, надвременными —
добро и зло, становление личности, конфликт аутсайдера с окружающим миром.
Период существования группы "Аквариум" охватывает больше двух
десятилетий.
Изменения "духа времени" наложили свой
отпечаток на поэтику Гребенщикова. В одной поэтической системе переплелись
традиционные для контркультурного Сознания III мотивы, эксперименты с эстетикой
хиппи и, с другой стороны, новые архетипы, пришедшие на смену хиппистским на
рубеже 80-х годов.
Эти новые архетипы, эстетика так называемой
"новой волны" отличаются своеобразным "реализмом" в
противовес идеалистическим утопиям "детей-цветов" 60-х. "Эпоха
экзотических движений, требовавших невозможного,
канула в прошлое. Даже в проявлениях молодежного протеста вышли на первый план
реальные, бытовые проблемы, а не догматика отвлеченных идеологий."62
Характерной составляющей культуры новой волны стала тотальная ироничность,
непременно включающая самоиронию.
Исследователю порой совершенно невозможно понять,
что говорилось всерьез, а что в насмешку. Ироническое мировосприятие составляло
неотъемлемый компонент социальной психологии некоторых новых молодежных
движений."63 В лирике Гребенщикова
можно отчетливо увидеть, как "символизм" идеологии хиппи подвергается
иронической перверзии с точки зрения панк-эстетики.
В песне Андрея Макаревича (Группа "Машина
времени") "Флаги на башнях", весьма характерной для мироощущения
последних хиппи 70-х, есть строки:
...Поднимать на мачте мечты
Свой единственный флаг.
Макаревичу всегда
была близка эстетика бардовской песни, в 60-е годы активно пропагандировавшей
"романтические бригантины". Вайль и Генис64 отмечают:
"Чеканную формулировку романтизма оставил популярный бард тех лет Юрий Визбор:
Будем понимать мы эти штормы как желанный повод для
борьбы."
Макаревич в рок-поэзии
выступает во многом как продолжатель романтической бардовской традиции.
 
|