РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Специфику лирики Гребенщикова невозможно понять в отрыве от социокультурного, исторического контекста ее создания, несмотря на то, что темы ее можно назвать общечеловеческими, универсальными, надвременными — добро и зло, становление личности, конфликт аутсайдера с окружающим миром. Период существования группы "Аквариум" охватывает больше двух десятилетий.

 

Изменения "духа времени" наложили свой отпечаток на поэтику Гребенщикова. В одной поэтической системе переплелись традиционные для контркультурного Сознания III мотивы, эксперименты с эстетикой хиппи и, с другой стороны, новые архетипы, пришедшие на смену хиппистским на рубеже 80-х годов.

 

Эти новые архетипы, эстетика так называемой "новой волны" отличаются своеобразным "реализмом" в противовес идеалистическим утопиям "детей-цветов" 60-х. "Эпоха экзотических движений, требовавших невозможного, канула в прошлое. Даже в проявлениях молодежного протеста вышли на первый план реальные, бытовые проблемы, а не догматика отвлеченных идеологий."62 Характерной составляющей культуры новой волны стала тотальная ироничность, непременно включающая самоиронию.

 

Исследователю порой совершенно невозможно понять, что говорилось всерьез, а что в насмешку. Ироническое мировосприятие составляло неотъемлемый компонент социальной психологии некоторых новых молодежных движений."63 В лирике Гребенщикова можно отчетливо увидеть, как "символизм" идеологии хиппи подвергается иронической перверзии с точки зрения панк-эстетики.

В песне Андрея Макаревича (Группа "Машина времени") "Флаги на башнях", весьма характерной для мироощущения последних хиппи 70-х, есть строки:

...Поднимать на мачте мечты

Свой единственный флаг.

Макаревичу всегда была близка эстетика бардовской песни, в 60-е годы активно пропагандировавшей "романтические бригантины". Вайль и Генис64 отмечают: "Чеканную формулировку романтизма оставил популярный бард тех лет Юрий Визбор:

Будем понимать мы эти штормы как желанный повод для борьбы."

Макаревич в рок-поэзии выступает во многом как продолжатель романтической бардовской традиции.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->