РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Сакральная функция рока, совпадающая в общих чертах с определением роли поэзии на ранней стадии культуры Хейзингой, выражена в интервью Гребенщикова А. Житинскому: "Говоря о рок-н-ролле, нельзя не говорить о религии по одной очень простой и очень атеистической причине. Религия — это жизнь духа, и рок-н-ролл — жизнь духа. Религии мы с детства были лишены.

 

Рок-н-ролл являлся для нас единственной формой жизни духа... Мы многие годы оторваны от корней, лишены связи с корнями, с могучей и вечно живой народной традицией, как у нас любят говорить... Рок-н-ролл будит в человеке дух. Для того, чтобы обрести сплоченность, обрести понимание и чувство друг друга, обрести ритуалы, которые все это помогают постигать, обрести чувство природы... Основа остается одной и той же — поиск единения с Богом, с миром, со Вселенной..."68

 

Опора на традицию и отрицание ее, поиск вечных духовных ценностей в условиях давления тоталитарной системы, ироническое отношение к миру и к самому себе — вот та социально-психологическая и эстетическая основа, без которой невозможны адекватное понимание и анализ лирики Гребенщикова. Высокая степень реминисцентности его текстов, использование цитатности, элементов центонного стиха являются неотъемлемой частью освоения и переосмысливания наследия мировой

Культуры. Именно эти особенности делают тексты Гребенщикова интереснейшим объектом литературного анализа.

Начать разговор о поэтике реминисценций и мифологем в лирике Б. Гребенщикова уместнее всего с цитаты. Как известно, "ирония оказывается очень частым признаком "неомифологических" произведений — линия, идущая в России от А. Белого, в Западной Европе — от Дж. Джойса.

Она может воплощать как идеи релятивизма и принципиальной непознаваемости мира, так и идею "многоголосного" мира, значения которого возникают от сложного суммирования отдельных голосов и их соотношений"69.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->