РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Сакральная функция рока, совпадающая в общих чертах
с определением роли поэзии на ранней стадии культуры Хейзингой, выражена в
интервью Гребенщикова А. Житинскому: "Говоря о рок-н-ролле, нельзя не
говорить о религии по одной очень простой и очень
атеистической причине. Религия — это жизнь духа, и рок-н-ролл — жизнь
духа. Религии мы с детства были лишены.
Рок-н-ролл являлся для нас единственной формой жизни
духа... Мы многие годы оторваны от корней, лишены связи с корнями, с могучей и
вечно живой народной традицией, как у нас любят говорить... Рок-н-ролл будит в
человеке дух. Для того, чтобы обрести сплоченность,
обрести понимание и чувство друг друга, обрести ритуалы, которые все это помогают постигать, обрести
чувство природы... Основа остается одной и той же — поиск единения с Богом, с
миром, со Вселенной..."68
Опора на традицию и отрицание ее, поиск вечных
духовных ценностей в условиях давления тоталитарной системы, ироническое
отношение к миру и к самому себе — вот та социально-психологическая и
эстетическая основа, без которой невозможны адекватное понимание и анализ
лирики Гребенщикова. Высокая степень реминисцентности его текстов,
использование цитатности, элементов центонного стиха являются неотъемлемой
частью освоения и переосмысливания наследия мировой
Культуры. Именно эти особенности делают тексты
Гребенщикова интереснейшим объектом литературного анализа.
Начать разговор о поэтике реминисценций и мифологем
в лирике Б. Гребенщикова уместнее всего с цитаты. Как известно, "ирония
оказывается очень частым признаком "неомифологических" произведений —
линия, идущая в России от А. Белого, в Западной Европе — от Дж.
Джойса.
Она может воплощать как идеи релятивизма и
принципиальной непознаваемости мира, так и идею "многоголосного"
мира, значения которого возникают от сложного суммирования отдельных голосов и
их соотношений"69.
 
|