РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

В текстах Б. Гребенщикова, которые вполне можно рассматривать и в качестве оригинальной лирики, а не только как одну из составляющих рок-композиций (И.Смирнов выделяет рок в самостоятельный жанр искусства, а рок-композицию считает результатом синтеза "выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу)"70), можно проследить именно "неомифологические" тенденции, — разумеется, адаптированные для "массового" слушателя и читателя (далее они в данной работе объединены термином "реципиент").

 

Оговоримся сразу, что "массовость" аудитории во многом ограничивается принадлежностью её к системе "контркультурных" ценностей.

 

Остановимся на проблеме апперцепции рок-поэзии. И.Смирнов71 считает, что рок-текст не обязательно должен быть связан традиционной композиционной структурой, его фрагменты могут быть объединены не логикой, а эмоциональным состоянием. Однако возникает вопрос: что, собственно, считать "традиционной композиционной структурой"?

 

Для, условно говоря, европейской поэтики характерны одни принципы, а, скажем, для древнеиндийской — иные. "Согласно одной из её (древнеиндийской поэтики — Т. Л.) кардинальных доктрин, художественное наслаждение от литературного произведения достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, но теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются."72

Создаваемые в расчете на знатоков, людей с "созвучным сердцем"73, литературное произведение должно заключать в себе один из типов "дхвани" (скрытого смысла). Третий, последний тип "дхвани" — "внушать то или иное поэтическое настроение ("раса")", считался высшим видом поэзии. Б. Ларин характеризует его как "затаенный эффект". Существует девять типов раса: эротики, любви; смеха, иронии; сострадания; гнева, ярости; мужества; страха; отвращения; изумления, откровения; спокойствия, ведущего к отречению от мира.

Каждому из них соответствует, в частности, определенный цвет, который должен присутствовать в тексте.

 

В рамках теории "дхвани-раса" принимается, что "суггестивное поэтическое настроение "слышится" читателю "как отзвук, как эхо""74, причем скрытый смысл чувствуется непосредственно одновременно с буквальным"75.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->