РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
В текстах Б. Гребенщикова, которые
вполне можно рассматривать и в качестве оригинальной лирики, а не только как
одну из составляющих рок-композиций (И.Смирнов выделяет рок в самостоятельный
жанр искусства, а рок-композицию считает результатом синтеза
"выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического
(текст) и театрального (шоу)"70), можно проследить именно
"неомифологические" тенденции, — разумеется, адаптированные для
"массового" слушателя и читателя (далее они в данной работе
объединены термином "реципиент").
Оговоримся сразу, что "массовость"
аудитории во многом ограничивается принадлежностью её к системе
"контркультурных" ценностей.
Остановимся на проблеме апперцепции рок-поэзии. И.Смирнов71 считает, что рок-текст не
обязательно должен быть связан традиционной композиционной структурой, его
фрагменты могут быть объединены не логикой, а эмоциональным состоянием. Однако
возникает вопрос: что, собственно, считать "традиционной композиционной
структурой"?
Для, условно говоря, европейской поэтики характерны
одни принципы, а, скажем, для древнеиндийской — иные. "Согласно одной из
её (древнеиндийской поэтики — Т. Л.)
кардинальных доктрин, художественное наслаждение от литературного произведения
достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов,
но теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами
вызываются."72
Создаваемые в расчете на знатоков, людей с
"созвучным сердцем"73, литературное произведение должно
заключать в себе один из типов "дхвани" (скрытого смысла). Третий,
последний тип "дхвани" — "внушать то или иное поэтическое
настроение ("раса")", считался высшим видом поэзии. Б. Ларин
характеризует его как "затаенный эффект". Существует
девять типов раса: эротики, любви; смеха, иронии; сострадания; гнева, ярости;
мужества; страха; отвращения; изумления, откровения; спокойствия, ведущего к
отречению от мира.
Каждому из них соответствует, в частности,
определенный цвет, который должен присутствовать в тексте.
В рамках теории "дхвани-раса" принимается,
что "суггестивное поэтическое настроение "слышится" читателю
"как отзвук, как эхо""74, причем скрытый смысл
чувствуется непосредственно одновременно с буквальным"75.
 
|