РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Таким образом, "выраженное", "проявляемое" и "внушаемое" — три категории древнеиндийской поэтики, связанные с теорией "дхвани-раса", могут быть соотнесены с полифонией "неомифологизма", с "мерцанием", когда "в любом явлении настоящего просвечивают его прошедшие и будущие инкарнации"76.

Ориентация на людей "с созвучным сердцем" предполагает некую общность автора и реципиента. Они должны быть связаны общей системой ценностей — и этических и эстетических. Эта общая система базируется на общем культурно-семантическом поле, из которого черпаются аллюзии, реминисценции и ассоциации (весьма широко представленные в текстах рок-композиций Б. Гребенщикова). Данное культурно-семантическое поле представляет в плане содержания "сплав теоретических представлений (философских и религиозных), характерных для контркультуры и определенных в свое время Ч. Роззаком77, а в плане выражения — типичный для искусства XX века панмифологизм, когда "уравниваются миф, художественный текст, а зачастую и отождествленные с мифом исторические ситуации"78.

Панмифологизм, то есть, "уравнивание мифа и произведений искусства"79, "заметно расширяет общую картину мира в "неомифологических" текстах", причем "ценность архаического мифа, мифа и фольклора оказывается не противопоставленной искусству позднейших эпох, а сложно сопоставленной с высшими достижениями мировой культуры"80. Таким образом, термин "панмифологизм" можно понимать как превращение любого текста (как литературного, так и культурного) в миф, совмещение в рамках одного произведения мифов, имеющих как собственно мифологическое, так и историческое происхождение, а также мифов, возникающих, к примеру, из стереотипов массового сознания.

Соответственно, и автор и реципиент должны свободно ориентироваться в системе интертекстуальных связей, адекватно расшифровывать культурные коды. При этом предполагается, что "посвященные" вполне способны "реконструировать" опущенные автором логические связи.

"Фрагментарность", "отсутствие традиционной композиционной структуры", таким образом, выступают в качестве нового канона, построенного по принципу "от противного" (если анализировать его в рамках традиционной европейской поэтики), то есть, канона, предполагающего активное сотворчество реципиента.

Перейдем к расмотрению источников, которые использует в своих текстах Б. Гребенщиков.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->