РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Таким образом, "выраженное",
"проявляемое" и "внушаемое" — три категории древнеиндийской
поэтики, связанные с теорией "дхвани-раса", могут быть
соотнесены с полифонией "неомифологизма", с "мерцанием",
когда "в любом явлении настоящего просвечивают его прошедшие и будущие
инкарнации"76.
Ориентация на людей "с созвучным сердцем"
предполагает некую общность автора и реципиента. Они должны быть связаны общей
системой ценностей — и этических и эстетических. Эта общая система базируется
на общем культурно-семантическом поле, из которого черпаются аллюзии,
реминисценции и ассоциации (весьма широко представленные в текстах рок-композиций Б. Гребенщикова). Данное
культурно-семантическое поле представляет в плане содержания "сплав
теоретических представлений (философских и религиозных), характерных для
контркультуры и определенных в свое время Ч. Роззаком77, а в плане
выражения — типичный для искусства XX века панмифологизм, когда
"уравниваются миф, художественный текст, а зачастую и отождествленные с
мифом исторические ситуации"78.
Панмифологизм, то есть, "уравнивание мифа и
произведений искусства"79, "заметно расширяет общую
картину мира в "неомифологических" текстах", причем
"ценность архаического мифа, мифа и фольклора оказывается не противопоставленной
искусству позднейших эпох, а сложно сопоставленной с высшими достижениями
мировой культуры"80. Таким образом, термин
"панмифологизм" можно понимать как превращение любого текста (как
литературного, так и культурного) в миф, совмещение в рамках одного
произведения мифов, имеющих как собственно мифологическое, так и историческое
происхождение, а также мифов, возникающих, к примеру, из стереотипов массового
сознания.
Соответственно, и автор и реципиент должны свободно
ориентироваться в системе интертекстуальных связей, адекватно расшифровывать
культурные коды. При этом предполагается, что "посвященные" вполне
способны "реконструировать" опущенные автором логические связи.
"Фрагментарность", "отсутствие
традиционной композиционной структуры", таким образом, выступают в
качестве нового канона, построенного по принципу "от противного"
(если анализировать его в рамках традиционной европейской поэтики), то есть,
канона, предполагающего активное сотворчество реципиента.
Перейдем к расмотрению источников, которые
использует в своих текстах Б. Гребенщиков.
 
|