РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
В песне Моррисона
декларируется необходимость экзистенциального "действия без надежды на
успех": "Попытаемся победить, попытаемся еще раз противостоять все
вместе...", и это "действие без надежды на успех" служит, тем не
менее, оптимистической антитезой первой строфе песни:
Пять к одному, детка,
Один из пяти.
Ты получишь свое, детка,
Я получу свое.
Попытаемся вынести это,
Если сможем.89
Знаменательно, что
ситуация, разыгрывающаяся в обеих песнях, лишена всякой историко-географической
конкретики. Противостояние "мы — они", "носители
контркультурного сознания versus общество, живущее по принципам конформизма" — это
противостояние является универсальным для рок-культуры,
где бы и когда бы она ни создавалась: в Америке конца 60-х или в Советском
Союзе начала 80-х.
Отметим также гораздо более
пессимистический настрой текста Гребенщикова по сравнению с текстом Моррисона.
Моррисон начинает с фразы "никто из нас не выйдет отсюда живым", но
потом появляются мотивы "прорыва", победы или хотя бы значимости
попытки изменить ситуацию. У Гребенщикова, как уже отмечалось, данная фраза
является структурообразующей и этот рефрен как бы сводит на нет все старания
лирического героя противостоять неизбежному.
И. Смирнов говорит, что Гребенщиков пытался
"создать русский эквивалент любимым песням из репертуара "Грейтфул
Дэд", Моррисона, Марли — не так, как это делали эстрадники с ворованными
мелодиями, а скорее... так, как Пушкин обошелся с "Памятником"
Горация."90 Такая точка зрения представляется
соблазнительной, но несколько упрощенной. В серии "Памятников"
Горация — Ломоносова — Державина — Пушкина доминирует скорее
"память жанра", стремление поэта осознать свое место на шкале
культурной традиции. Взаимодействие текстов Моррисона и Гребенщикова происходит
по другим законам.
Главное здесь — пафос отрицания "неправильного
мира", вообще характерный для контркультурного сознания. Диалог с
предшественником (причем хронологически почти не дистанцированным) ведется
"на равных", "наследуется" не
просто жанр и философская проблематика, но прежде всего пафос универсального
протеста, в рамках которого и Гребенщиков, и Моррисон оказываются вполне
амбивалентными фигурами.
 
|