РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Использование цитатности играет в текстах
Гребенщикова роль дополнительного опознавательного знака, который может быть
легко дешифрован имплицитным реципиентом, погруженным в то же
культурно-семантическое поле и испытывающим аналогичное давление среды.
В связи с данной проблемой — освоение автором чужого
текста — необходимо обратиться к понятию интертекстуальности, причем в той его
формулировке, которая принимается У. Бройхом, М. Пфистером и Б.
Шульте-Мидделихом в сборнике "Интертекстуальность: формы и функции".
Исследователи отвергают расширительную трактовку термина, предлагаемую Р.
Бартом ("Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в
нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты
предшествующей культуры и тексты окружающей культуры"), определяя интертекст прежде всего как литературный прием и выясняя,
"с какой целью и для достижения какого эффекта писатели обращаются к
произведениям своих современников и предшественников
Понятие
интертекстуальности (в различных коннотациях) является одним из ключевых для
анализа художественных произведений постмодернизма. Поэтому представляется
необходимым сопоставить контркультуру и постмодернизм в плане общих
мировоззренческих установок. "Теоретики постмодернизма постоянно
подчеркивают кризисный характер постмодернистского сознания...
В результате все то, что называется "европейской
традицией", воспринимается постмодернистами как традиция
рационалистическая, или, вернее, буржуазно-рационалистическая, и тем самым как
неприемлемая"92.
Постмодернисты считают, что наиболее адекватным
способом постижения действительности является "интуитивное поэтическое
мышление" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и
мгновенными откровениями инсайта"93.
Аналогичный взгляд на познание мира является одним
из фундаментальных положений дзэн-буддизма, заимствованным из даосизма.
"Ибо для даосизма главное — это не конвенциональное знание, его интересует
восприятие жизни не в абстрактных, линейных терминах дискурсивного мышления, а
прямое, непосредственное познание"94.
 
|