РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Использование цитатности играет в текстах Гребенщикова роль дополнительного опознавательного знака, который может быть легко дешифрован имплицитным реципиентом, погруженным в то же культурно-семантическое поле и испытывающим аналогичное давление среды.

В связи с данной проблемой — освоение автором чужого текста — необходимо обратиться к понятию интертекстуальности, причем в той его формулировке, которая принимается У. Бройхом, М. Пфистером и Б. Шульте-Мидделихом в сборнике "Интертекстуальность: формы и функции". Исследователи отвергают расширительную трактовку термина, предлагаемую Р. Бартом ("Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры"), определяя интертекст прежде всего как литературный прием и выясняя, "с какой целью и для достижения какого эффекта писатели обращаются к произведениям своих современников и предшественников

Понятие интертекстуальности (в различных коннотациях) является одним из ключевых для анализа художественных произведений постмодернизма. Поэтому представляется необходимым сопоставить контркультуру и постмодернизм в плане общих мировоззренческих установок. "Теоретики постмодернизма постоянно подчеркивают кризисный характер постмодернистского сознания...

В результате все то, что называется "европейской традицией", воспринимается постмодернистами как традиция рационалистическая, или, вернее, буржуазно-рационалистическая, и тем самым как неприемлемая"92.

 

Постмодернисты считают, что наиболее адекватным способом постижения действительности является "интуитивное поэтическое мышление" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями инсайта"93.

Аналогичный взгляд на познание мира является одним из фундаментальных положений дзэн-буддизма, заимствованным из даосизма. "Ибо для даосизма главное — это не конвенциональное знание, его интересует восприятие жизни не в абстрактных, линейных терминах дискурсивного мышления, а прямое, непосредственное познание"94. читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->