РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Такое "непосредственное познание",
"инсайт" в дзэн-буддизме именуется "сатори", то есть
"просветление". Как уже отмечалось ранее, дзэн-буддизм является одним
из существенных элементов контркультурного сознания.
Художникам-постмодернистам присущи мировоззренческая
противоречивость, "попытки передать свое восприятие хаотичности мира сознательно
организованным хаосом художественного произведения", им свойственно
"скептическое отношение к любым авторитетам и как следствие — ироническая
их трактовка, подчеркивание условности художественно-изобразительных средств
литературы ("обнажение приема")"95.
Итак, интертекстуальные связи лирики Гребенщикова
необходимо рассматривать в контексте молодежной контркультуры 60-х — 80-х гг. XX столетия как вербализацию некоей
социокультурной общности, как язык среды, в которую погружены и автор и
реципиент.
Такого рода вербализация предполагает не только
общность языка (в широком смысле понятия) "нарратора" и
"наррататора", но и более глубинную, мировоззренческую общность,
общность взгляда на мир: взгляда, являющего собой, прежде всего, синтез
иронического и лирического начал.
Интертекстуальные связи выступают здесь как один из
способов воссоздания метатекста определенной культурной, а точнее —
контркультурной традиции, ориентированной на слияние "восточного" и
"западного" способов мышления, результатом чего должно стать
появление нового типа мировоззрения и миропонимания, некоего универсального
синтеза, путь к которому лежит, в частности, и через ироническое переосмысление
культурных парадигм.
Отметим, что Гребенщиков не занимается исключительно
"игрой в бисер" со знаками предшествующих культур, но создает свой
собственный "миф о мире", который, по аналогии с
символистским, мы бы назвали "контркультурной
разновидностью постмодернистского мифа о мире".
Ироническая игра ведется не только со знаками и
символами различных культур, но и со стереотипами массового сознания, которое
выступает как своего рода разновидность современного мифа.
Прежде чем перейти к анализу конкретного текста
Гребенщикова, подведем краткий итог сказанному. Рок-культура, являясь частью культуры
как таковой, подчиняется тем же законам развития.
 
|