РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
"Мост Мирабо", во-первых, — конкретное
сооружение в Париже; назван он в честь Оноре Габриеля Рикетти Мирабо,
"виднейшего вождя либеральной крупной буржуазии эпохи Великой Французской
революции"105. Во-вторых, "Мост Мирабо" — название
одного из шедевров мировой любовной лирики, стихотворения Гийома Аполлинера из
цикла "Алкоголи".
В этом стихотворении возникает повторяющийся мотив
реки, уносящей любовь лирического героя:
Под мостом Мирабо тихо Сена течет
И уносит нашу любовь...
И любовь не вернется...
Течет вода Под мостом
Мирабо всегда.
(Пер. М.П. Кудинова)
Сена у Аполлинера предстает как "утомленная от
вечных взглядов река" и может быть сопоставлена с "великой
рекой" китайской классической "Книги перемен", с рекой времени,
с "потоком человеческой жизни".
Характерно, что у Аполлинера "река жизни" уносит любовь лирического героя, а
лирический герой Гребенщикова в итоге, предприняв "брод через великую
реку", приходит к осознанию, что любовь, если воспользоваться определением
Э. Фромма, "это единственный ответ на вопрос о смысле человеческого
существования".
Фромм говорит: "Любое общество, которое
препятствует развитию любви, должно в конце концов
погибнуть от своего собственного противоречия с основными потребностями
человеческой природы"106. Риторический вопрос рефрена
Но что нам с того? Это
Дело мастера Бо...
трансформируется при заключительном повторе в
позитивное утверждение:
Теперь ты узнал,
Что ты
всегда был мастером Бо;
А любовь — как метод вернуться домой;
Любовь — это дело мастера Бо.
 
|