РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
"Мастер Бо" выступает в тексте
Гребенщикова как символ "естественного человека", живущего в полной
гармонии с собою и окружающим миром, возвратившегося к "первоначалам
жизни", то есть, в гребенщиковской мифологии, "домой".
Вторая и третья строфы представляют диалог
лирического героя и его анимы.
Во второй строфе возникают библейские мифологемы:
борьба дьявола и его "полномочных представителей" за душу человека. мотив искушения, аналогичный
искушению сатаной Христа в пустыне.
У тебя есть большие друзья,
Они снимут тебя в кино...
Образ кинематографа
имеет здесь два семантических уровня. Во-первых, мир кино традиционно
олицетворяет в массовом сознании суетность и тщеславие. Во-вторых, поскольку
"вместилищем души у многих народов считается... тень, отбрасываемая
человеком, его отражение в воде или в зеркале, портретное изображение (курсив наш — Т. Л.)"111, то предложение "сняться в
кино", исходящее от "больших друзей" вполне может
интерпретироваться как акт продажи/потери лирическим героем своей бессмертной
души. Договор с дьяволом традиционно подписывается кровью, и в следующих двух
строках возникает и этот мотив:
Ты лежишь в своей
ванной,
Как среднее между Маратом и Архимедом.
То
есть лирический герой представляет собою "среднее" между персонажем,
который, согласно легенде, "нашел" ("эврика!"), лежа в
ванной, закон своего имени, и персонажем, которого, наоборот, "нашла"
в ванной смерть, явившаяся в образе фанатички Шарлотты Корде (снова мотив Великой
Французской революции — крови смерти, как и в случае Мирабо).
Знаменательно, что лирический герой представляет собою именно "среднее" между этими
персонажами.
Он
"тепл": "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты
был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну
тебя из уст Моих." (Откр. 3:15,16).
 
|