РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Таким образом, можно сказать, что лирический герой
выступает в роли Христа, возлюбившего человечество и ради этой любви взошедшего
на крест.
Но
возможна и другая трактовка данной мифологемы в контексте проанализированных
ассоциаций ("друзья-гости" лирического героя связаны с нечистой
силой.) Тогда перед нами предстает инверсия христианского обряда, то есть один
из ритуалов "черной мессы", которую служат сатанисты, и вся сцена
приобретает явственный оттенок каннибализма. Налицо, если принять вторую
версию, торжество демонических сил и над душою, и над плотью лирического героя,
что подтверждается финальными строками второй строфы "И
взяв три рубля на такси, Они отправятся к новым
победам." {Курсив наш. — Т. Л.}
Тот факт, что нечисть еще и
берет у лирического героя "три рубля на такси" после всех
произведенных над ним обрядов, возвращает нарратив в бытовое русло и
одновременно заставляет воспринимать все происходящее в плане ироническом, то
есть бытовая деталь в этом контексте привносит элемент карнавализации.
Мотив отождествления лирического героя с Христом
возникает и в последней, третьей строфе:
И вот, Рождество опять застало тебя врасплох...
Учитывая сказанное
выше, можно предположить, что происходит сопряжение христианского мифа с более
древними мифологическими структурами. Жизнь понимается как "путь через
поток", как "вечное возвращение" Ницше ("еще не
конец"), а образ Христа переосмысливается как образ вечно умирающего и
вечно воскресающего Бога. А абсурдный, на первый взгляд, и внешне ничем не
связанный с первым ("выраженным", а не "проявляемым"
смысловым уровнем) текста вопрос
"Отчего мы не
жили так сразу?" обретает вполне конкретный
философский смысл: отчего мы (то есть, лирический герой и его анима, да и все люди на Земле) сразу не
приняли идею цикличности, а страдали от линейного времени, неумолимо уносящего
любовь и приближающего нас к смерти? Идея цикличности, "вечного
возвращения", вечного перевоплощения души снимает трагическую оппозицию
"жизнь/смерть".
 
|