РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Итак, Гребенщиков использует образы-символы, мифологемы, реминисценции и аллюзии. Картина мира у него кодируется, а "посвященным адептам" контркультурного сознания предлагается дешифровать ее и уже в ходе проникновения в замысел автора получить "художественное наслаждение". Но возможно ли полностью дешифровать истинно художественное произведение? Возможно ли до конца "вычерпать" смысл символа?

А если возможно, то не является ли это признаком "сконструированности" текста, его жесткой запрограммированности" на строго определенную модель восприятия? "При всех, однако, толкованиях, символ включал в себя подразумеваемое, неназванное значение; он был суггестивен. Когда неназванное теряло свою "потусторонность", оставался тот "ассоциативный символизм", который Вячеслав Иванов осуждал в поэзии Анненского и в поэзии Малларме, утверждая, что этот символизм заставляет мысль, "описав широкие круги", опуститься "как раз в намеченную им одну точку"", — говорит Л. Гинзбург, цитируя книгу Вяч. Иванова "Борозды и межи"115.

 

Является ли отсутствие "потусторонности" недостатком лирики Гребенщикова? На этот вопрос трудно ответить однозначно. "Комбинаторное приращение смысла"116, ориентация на имплицитное прочтение текста возникает в процессе создания практически любого произведения, а особенно — принадлежащего к эпохе постмодернизма. Некоторая схематичность проанализированного в данной работе текста Гребенщикова отвечает тому самому "Рацио", которое является со времен эпохи Просвещения доминантой западного сознания.

 

И, парадоксальным образом, автор, создавая текст, "проявляемым" содержанием которого является попытка воссоздать гармоническую личность, где уравновешены рациональное и интуитивное начала, осуществляет эту попытку путем использования набора средств, апеллирующих прежде всего к началу рациональному. Таким образом, искомого синтеза Дао и Логоса, на первый взгляд, не получается.

 

Попытка передать хаотичность, фрагментарность мира "сознательно организованным хаосом художественного произведения" (вот еще одна, помимо использования восточной поэтики и эмоциональных, а не логических внутритекстовых связей причина "фрагментарности" текстов рок-композиций), а также "ироническая трактовка" любых авторитетных максим характерны для Гребенщикова. читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->