РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
При этом основной пафос его творчества, на первый
взгляд, заключается, как мы попытались доказать на примере текста "Дело
мастера Бо", в утверждении любви и гармонии в хаотическом, фрагментарном,
отчужденном и дисгармоничном мире. Однако пафос этот слишком выверен и
рассчитан, "хаос" слишком тщательно спланирован, а "обнажение
приема" обнажает именно сам прием, набор конструктивных элементов, не
одетых "плотью" эмоций.
Инсайта не происходит. И текст Гребенщикова,
несмотря на всю его заявленную многомерность, оставляет впечатление
"сконструированности", несмотря на предполагаемое стремление поэта к
естественному синтезу.
Необходимо, однако, рассмотреть еще один аспект
проанализированного текста — его иронический подтекст, то
"внушаемое", которое стоит за "проявляемым".
С точки зрения "затаенного эффекта", то
есть в плане "внушаемого", учитывая тенденцию постмодернизма к
карнавализации сакрального, а также синтез лирического и иронического начал в
контркультурном мировоззрении, получим доминирование в данном тексте
"раса-2", то есть поэтического настроения смеха, иронии.
Согласно законам древнеиндийской поэтики,
"раса-2" должен сопутствовать белый цвет. Тогда образ заснеженного
города получает еще один смысл. "Под снегом не видно крыш",
"снег состоит из молекул", "Рождество" — в сознании
реципиента должен возникать образ чистейшей белизны.
Причем этим белым покровом одет весь Город, а город
в данном семантическом поле вполне может быть
уподоблен миру, и это придает настроению смеха, иронии универсальный характер,
что, как уже отмечалось, присуще эстетике постмодернизма.
Ироничен прием "обнажения приема".
Иронична нарочитая хаотичность и "затемненность" тем не менее достаточно легко поддающегося дешифровке образного
ряда. Но возникает вопрос: насколько далеко заходит ирония Гребенщикова?
В чем заключается "послание", message
данного текста? В том, что любовь и гармония могут существовать лишь "в
мире идей", а в реальности недостижимы?
 
|