РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Комплексное рассмотрение поэтики аллюзий и реминисценций в лирике Гребенщикова необходимо для конституирования ее виртуального смысла, если использовать терминологию рецептивной эстетики. Яусс отмечает, что "виртуальная структура текста нуждается в конкретизации ее реципиентом, чтобы реализоваться как произведение".118 "Ненаписанный смысл текста" актуализируется в ходе декодирования произведения реципиентом.

"В ходе этого процесса развертывается "виртуальное измерение" романа, порождаемое контрастными противопоставлениями (оппозициями) различных возможных смыслов (интерпретаций), создаваемых читателем."119

 

То, что сказано о романе, можно попытаться приложить и к лирике. Вспомним высказывание Мандельштама из статьи "Разговор о Данте" о том, что "любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны."120 Поэтический текст в результате оказывается носителем таких семантических значений, которые не содержатся непосредственно ни в одном из элементов структуры, однако подсказываются ею, воспринимаемой как целое.

 

В лирике Гребенщикова характерной чертой является использование мифологических, фольклорных, литературных и разнообразных историко-культурных реминисценций по принципу их многократного наслоения. Контаминация или столкновение сходных, но не тождественных комбинаторно приращенных смыслов в целом образуют, конституируют тот виртуальный смысл, который выявляется подготовленным реципиентом в процессе восприятия текста.

 

Выше уже был проанализирован один из наиболее характерных текстов Гребенщикова — "Дело мастера Бо" — именно с точки зрения выявления его виртуального смысла, или, используя терминологию древнеиндийской поэтики, теории "дхвани-раса", с точки зрения взаимодействия "выраженного", "проявляемого" и "внушаемого" в данном тексте.

 

Были приведены и примеры взаимодействия текстов Гребенщикова с текстами Моррисона. Теперь необходимо подробнее остановиться на реминисценциях, используемых Гребенщиковым с точки зрения создания образа "рок-поэзии ­внутри рок-поэзии" (по аналогии с тезисом

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->