РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Комплексное рассмотрение поэтики аллюзий и
реминисценций в лирике Гребенщикова необходимо для конституирования ее виртуального
смысла, если использовать терминологию рецептивной эстетики. Яусс отмечает,
что "виртуальная структура текста нуждается в конкретизации ее реципиентом, чтобы реализоваться как
произведение".118 "Ненаписанный смысл текста"
актуализируется в ходе декодирования произведения реципиентом.
"В ходе этого процесса развертывается
"виртуальное измерение" романа, порождаемое контрастными
противопоставлениями (оппозициями) различных возможных смыслов (интерпретаций),
создаваемых читателем."119
То, что сказано о романе, можно попытаться приложить
и к лирике. Вспомним высказывание Мандельштама из статьи "Разговор о
Данте" о том, что "любое слово является пучком, и смысл торчит из
него в разные стороны."120 Поэтический текст в результате
оказывается носителем таких семантических значений, которые не содержатся
непосредственно ни в одном из элементов структуры, однако подсказываются ею,
воспринимаемой как целое.
В лирике Гребенщикова характерной чертой является
использование мифологических, фольклорных, литературных и разнообразных
историко-культурных реминисценций по принципу их многократного наслоения.
Контаминация или столкновение сходных, но не тождественных комбинаторно
приращенных смыслов в целом образуют, конституируют тот виртуальный смысл,
который выявляется подготовленным реципиентом в процессе восприятия текста.
Выше уже был проанализирован один из наиболее
характерных текстов Гребенщикова — "Дело мастера Бо" — именно с точки
зрения выявления его виртуального смысла, или, используя терминологию
древнеиндийской поэтики, теории "дхвани-раса", с точки зрения
взаимодействия "выраженного", "проявляемого" и
"внушаемого" в данном тексте.
Были приведены и примеры взаимодействия текстов
Гребенщикова с текстами Моррисона. Теперь необходимо
подробнее остановиться на реминисценциях, используемых Гребенщиковым с точки
зрения создания образа "рок-поэзии внутри рок-поэзии" (по аналогии с
тезисом
 
|