РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Из одного из многочисленных "ляпов" в
средствах массовой информации и родился такой "перевод", ставший
ироническим рефреном композиции Гребенщикова. Собственно же
композиция посвящена ироническому описанию некоей Утопии, когда в Советском
Союзе по радио (!) будет звучать "пластинка "Пинк Флойда"
"Стена" ("Пинк Флойд" ("Pink Floyd") -еще одна
культовая группа, играющая симфо-рок — Т. Л.), по телевизору будут показывать
"Status Quo"
(культовая группа, играющая тяжелый
рок — Т. Л.), а в перспективе самых жизнестойких представителей рок-поколения
ожидают еще более интересные "плоды просвещения":
И если мы доживем до седин,
Нам покажут "Deep Purple"
и "Zeppelin"...
"Дип Пёрпл" и
"Лед Зеппелин" также являются группами, играющими тяжелый рок, пик
популярности которых приходится на семидесятые годы.
Напомним, что песня "В поле ягода
навсегда" относится к самому началу 80-х, когда многим казалось, что
"эпоха застоя" (хотя так ее в тот период никто не называл) — это
естественное состояние советского общества. Андрей Макаревич в мемуарах
"Все очень просто"125 констатирует: "Время это
казалось вечным: оно не двигалось. Три генеральных секретаря отдали Богу душу,
шли годы, а время стояло, как студень.
Время какого-то общего молчаливого заговора,
какой-то странной игры... Наверняка в тридцатые годы было страшнее. А тут и
страшно-то не было. Было безысходно уныло." Макаревич
весьма адекватно передает атмосферу времени. Для нас в этой цитате ценно прежде всего то, что это — взгляд на время
представителя рок-культуры, поскольку Макаревич, наряду с Гребенщиковым,
является одним из создателей русского рока.
Но если Макаревич
говорит о периоде стагнации, хотя и с долей иронии, но в целом серьезно, глядя
из настоящего — в странное и пугающее прошлое, то композиция Гребенщикова написана
поэтом, находившимся внутри этого периода, внутри того "студня", о
котором говорит Макаревич.
Оружием борьбы со
средой оказывается ирония. Гротескное совмещение
несовместимого, оксюморон ("Стена" "Пинк Флойд" по московской
радиотрансляционной сети), пародийный пафос ("Двадцать лет я слушаю рок...
// Двадцать лет — ерунда, // Но сколько мастерства мне
дали года: // Не играй я на гитаре, а стой у станка, //
 
|