РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Из одного из многочисленных "ляпов" в средствах массовой информации и родился такой "перевод", ставший ироническим рефреном композиции Гребенщикова. Собственно же композиция посвящена ироническому описанию некоей Утопии, когда в Советском Союзе по радио (!) будет звучать "пластинка "Пинк Флойда" "Стена" ("Пинк Флойд" ("Pink Floyd") -еще одна культовая группа, играющая симфо-рок — Т. Л.), по телевизору будут показывать "Status Quo" (культовая группа, играющая тяжелый рок — Т. Л.), а в перспективе самых жизнестойких представителей рок-поколения ожидают еще более интересные "плоды просвещения":

И если мы доживем до седин,

Нам покажут "Deep Purple" и "Zeppelin"...

"Дип Пёрпл" и "Лед Зеппелин" также являются группами, играющими тяжелый рок, пик популярности которых приходится на семидесятые годы.

 

Напомним, что песня "В поле ягода навсегда" относится к самому началу 80-х, когда многим казалось, что "эпоха застоя" (хотя так ее в тот период никто не называл) — это естественное состояние советского общества. Андрей Макаревич в мемуарах "Все очень просто"125 констатирует: "Время это казалось вечным: оно не двигалось. Три генеральных секретаря отдали Богу душу, шли годы, а время стояло, как студень.

 

Время какого-то общего молчаливого заговора, какой-то странной игры... Наверняка в тридцатые годы было страшнее. А тут и страшно-то не было. Было безысходно уныло." Макаревич весьма адекватно передает атмосферу времени. Для нас в этой цитате ценно прежде всего то, что это — взгляд на время представителя рок-культуры, поскольку Макаревич, наряду с Гребенщиковым, является одним из создателей русского рока.

Но если Макаревич говорит о периоде стагнации, хотя и с долей иронии, но в целом серьезно, глядя из настоящего — в странное и пугающее прошлое, то композиция Гребенщикова написана поэтом, находившимся внутри этого периода, внутри того "студня", о котором говорит Макаревич.

Оружием борьбы со средой оказывается ирония. Гротескное совмещение несовместимого, оксюморон ("Стена" "Пинк Флойд" по московской радиотрансляционной сети), пародийный пафос ("Двадцать лет я слушаю рок... // Двадцать лет — ерунда, // Но сколько мастерства мне дали года: // Не играй я на гитаре, а стой у станка, //

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->