РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Мне давно бы дали ветерана труда."), — всё это заставляет вспомнить эстетику обэриутов, с их "раскованностью воображения, богатством фантазии, сказочно преобразующей серые будни"126.

Ирония Гребенщикова носит обоюдоострый характер: с одной стороны, она направлена против тоталитарного режима, запрещающего рок как один из элементов "тлетворного влияния Запада", с другой стороны объектом иронии является и "стандартный потребитель" "рок-продукции", поскольку в последней строфе композиции выясняется, что если такой адепт рок-культуры прорвется к власти, то он установит диктатуру, подобную свергнутой, только с противоположным знаком:

Еще немного, и сбудется мечта,

И наши люди займут места:

Под страхом лишения рук и ног

Мы все будем слушать один только рок.127

 

Сейчас этот текст Гребенщикова воспринимается уже не как ироническая утопия, а, пожалуй, как реализованная антиутопия, поскольку в бурные времена перестройки в средствах mass media произошел явный крен в сторону рока, рок стал хорошо продающимся идеологическим товаром. Т. Чередниченко отмечает: "В средствах массовой информации после 1985 года была создана такая атмосфера, что напрашивался парафраз: "рок-музыкант в России больше, чем..."

 

Именно проповеднический пафос заставил демократов-шестидесятников, презирающих массовую культуру, но вместе с тем впитавших ментальность, которую транслировал ее советский вариант, взять в союзники рок в первые перестроечные годы. Не без содействия демократических средств массовой информации оформился специфически советский "рок гражданственного звучания"."128

 

Таким образом, мы видим, что виртуальный смысл текста "В поле ягода навсегда" является равнодействующей многообразных составляющих. Система реминисценций, диалог и взаимное семантическое освещение текста и подтекста создает переплетенную цитатную сеть с элементами "внехудожественной цитатности" (если использовать термин Ораич129), когда цитируются "тексты жизни".

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->