РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Причем эта цитатность обладает как синхроническими,
так и диахроническими аспектами. Хронологическое
дистанцирование восприятия текста реципиентом сообщает рок-композиции новый
философский смысл в рамках социокультурного контекста.
Глава III.
ТЕКСТЫ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ
И ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ
До сих пор мы рассматривали лишь тексты рок-поэзии Б. Гребенщикова как наиболее характерные и
наиболее "встроенные" в культурный контекст. Но рок-культура не
исчерпывается именем Гребенщикова. Интерес представляет и творчество Юрия
Шевчука (группа "ДДТ"), и поэтические опыты Александра Башлачева.
Лучшие произведения этих авторов созданы в Ленинграде-Петербурге, городе,
ставшем "колыбелью русской рок-революции"
80-х годов.
Наиболее
интересными в поэтическом отношении с точки зрения соотнесенности рок-поэзии с традицией представляются тексты Башлачева,
Шевчука и Гребенщикова, посвященные Петербургу и являющиеся попыткой рок-поэтов
по-своему осмыслить основные аспекты Петербургского текста русской литературы.
Здесь будет сделана
попытка рассмотреть, как отразился Петербургский миф в текстах композиций этих
авторов, в каких отношениях находятся они к Петербургскому тексту русской литературы.
В.Н. Топоров
отмечает в работе "Петербург и "Петербургский текст русской
литературы" (Введение в тему)",
что и призрачный миражный Петербург ("фантастический вымысел",
"сонная греза"), и его (или о нем) текст, своего рода "греза о
грезе", тем не менее принадлежат к числу тех
сверхнасыщенных реальностей, которые немыслимы без стоящего за ними целого и,
следовательно, уже неотделимы от мифа и всей сферы символического."1
Топоров выделяет в
Петербургском тексте субстратные элементы природной и духовно-культурной сферы.
Природа тяготеет к горизонтальной плоскости, к разным видам аморфности,
кривизны и косвенности, к связи с низом (земля и вода);
 
|