РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

культура — к вертикали, четкой оформленности, прямизне, устремленности вверх (к небу, солнцу). Переход от природы к культуре выступает в Петербургском тексте как один из вариантов спасения.

 

Особое значение для духовно-культурной сферы имеют мифы и предания, пророчества, литературные произведения и памятники искусств, фигуры петербургской истории и литературные персонажи (одна из несомненных функций Петербургского текста — поминальный синодик по погибшим в Петрополе, ставшем для них подлинным Некрополем), все варианты спиритуализации и очеловечивания города.2

 

Среди типов петербургских мифов четко выделяется оппозиция "божественное" — "дьявольское". В легенде, мифе о Петербурге город уподобляется живому существу, которое было вызвано к жизни роковыми силами и столь же роковыми силами может быть низвергнуто в прародимый хаос. "В одном случае силы, вызвавшие Петербург к жизни, имеют божественный характер, это Провидение в своих благих намерениях одарило россиян городом, с которым отныне связывается представление о славе Отечества. В другом случае силы, вызвавшие Петербург к жизни, интерпретируются как проявление зла, как силы, губительные по отношению к национальному началу и, следовательно, антинародные и антибожеские", — пишет Л.Долгополов в статье "Миф о Петербурге и его преобразование в начале века"3

 

В литературе различаются следующие наиболее общие типы петербургских мифов: миф творения ("основной" тетический миф о возникновении города), исторические мифологизированные предания, связанные с императорами, видными историческими деятелями, персонажами-покровителями, святыми в народном мнении и т.п. (Петр, Иоанн Антонович, Екатерина II, Павел, Александр I, Николай II; Меньшиков, Аракчеев, Распутин; Ксения, Иоанн Кронштадтский и др.), эсхатологические мифы о конечной катастрофической гибели города (начало которым положено канонической фразой царицы Авдотьи "Петербургу быть пусту"), литературные мифы (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок), мифы "явлений" (Петра, Павла, Ксении, некоего неизвестного лица, выделяющегося своими свойствами, и т.п.), а также "урочищные" и "культовые" мифы, привязанные к "узким" локусам, среди которых выделяется фальконетовский монумент Петра.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->