РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Самый устойчивый из петербургских мифов связан с монументом Петра, и этот миф, в известной степени объединивший и "верхи", и "низы", сам стал источником целого мифологического комплекса, в котором слиты отдельные типы мифов.4

 

Образ Петербурга в Петербургском тексте во многом строится как мифологизированная антимодель Москвы, которая отличается конкретной и заземленной реальностью в отличие от отвлеченности, нарочитости, фантомности "вымышленного", "умышленного" Петербурга. В.Н. Топоров следующим образом характеризует наиболее значительные в свете Петербургского текста имена: "Пушкин и Гоголь как основатели традиции;

Достоевский как ее гениальный оформитель, сведший воедино в своем варианте Петербургского текста свое и чужое, и первый сознательный строитель Петербургского текста как такового; Андрей Белый и Блок как ведущие фигуры того ренессанса петербургской темы, когда она стала уже осознаваться русским интеллигентным обществом; Ахматова и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петербурге, завершители Петербургского текста; Вагинов как закрыватель темы Петербурга, "гробовых дел мастер"5, что в "объектном" тексте города сочетается рациональное, логико-дискурсивное, историческое и философское, умопостигаемое дискретное с иррациональным, художественным, интуитивно-мистическим непрерывным.

 

Этим объясняется то, что "мастера "петербургской" историософии поэты по преимуществу — будь то Пушкин, Тютчев, Достоевский, Анненский, Блок, Белый, Гумилев, Волошин, Мандельштам, Ахматова, Вагинов или славянофилы и западники, Анциферов, Фетютов, Даниил Андреев." Именно поэтому, считает Топоров, в своих текстах о Петербурге "эти мастера так близко и вовсе не редко подходят к мистическому слою и, томимые трансфизической тревогой, прорываются сквозь завесу эмпирии "исторического" в пространство метаистории..."6

 

Для русской литературы тема Петра и Петербурга стала совершенно особой темой, не имевшей прямых аналогий ни в одной из европейских литератур. В сознании писателей и XIX, и XX века Петербург стал средоточием не только особенностей, но и противоречий русского исторического развития в новое время. Немаловажное значение имеет тот факт, что и писатели, и поэты настойчиво стремятся обозначить произведения, входящие в

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->