РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Самый устойчивый из
петербургских мифов связан с монументом Петра, и этот миф, в известной степени объединивший и "верхи", и
"низы", сам стал источником целого мифологического комплекса, в
котором слиты отдельные типы мифов.4
Образ Петербурга в
Петербургском тексте во многом строится как мифологизированная антимодель
Москвы, которая отличается конкретной и заземленной реальностью в отличие от
отвлеченности, нарочитости, фантомности "вымышленного",
"умышленного" Петербурга. В.Н. Топоров следующим образом
характеризует наиболее значительные в свете Петербургского текста имена:
"Пушкин и Гоголь как основатели традиции;
Достоевский
как ее гениальный оформитель, сведший воедино в своем варианте Петербургского
текста свое и чужое, и первый сознательный строитель Петербургского текста как
такового; Андрей Белый и Блок как ведущие фигуры того ренессанса петербургской
темы, когда она стала уже осознаваться русским интеллигентным обществом;
Ахматова и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петербурге,
завершители Петербургского текста; Вагинов как закрыватель темы
Петербурга, "гробовых дел мастер"5, что в
"объектном" тексте города сочетается рациональное,
логико-дискурсивное, историческое и философское, умопостигаемое дискретное с
иррациональным, художественным, интуитивно-мистическим непрерывным.
Этим
объясняется то, что "мастера "петербургской" историософии поэты
по преимуществу — будь то Пушкин, Тютчев, Достоевский, Анненский, Блок, Белый,
Гумилев, Волошин, Мандельштам, Ахматова, Вагинов или славянофилы и западники,
Анциферов, Фетютов, Даниил Андреев." Именно поэтому, считает Топоров, в
своих текстах о Петербурге "эти мастера так близко и вовсе не редко
подходят к мистическому слою и, томимые трансфизической тревогой, прорываются
сквозь завесу эмпирии "исторического"
в пространство метаистории..."6
Для русской
литературы тема Петра и Петербурга стала совершенно особой темой, не имевшей
прямых аналогий ни в одной из европейских литератур. В сознании писателей и
XIX, и XX века Петербург стал средоточием не только особенностей, но и
противоречий русского исторического развития в новое время. Немаловажное
значение имеет тот факт, что и писатели, и поэты настойчиво стремятся
обозначить произведения, входящие в
 
|