РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Петербургский
текст, именно как "петербургские", — отмечает Топоров.7 —
Эпитет "петербургский" является своего рода элементом самоназвания
петербургского текста: ср. жанроопределяющие подзаголовки "Медного
Всадника" ("Петербургская повесть") и "Двойника"
("Петербургская поэма"), ср. также "Петербургские сновидения",
рано закрепившееся название гоголевского цикла "Петербургские
повести", рассказ Некрасова "Петербургские углы", появившийся в
сборнике "Физиология Петербурга".
В XX веке
продолжается та же тенденция: "Петербургская
поэма", цикл из двух стихотворений Блока (1907) в альманахе с характерным
названием "Белые ночи", "Петербургские дневники" Гиппиус,
"Петербургские строфы" Мандельштама, "Петербургская
повесть" как название одной из частей "Поэмы без героя"
Ахматовой и т.д. Спецификация "петербургский" как бы задает
некое кроссжанровое единство многочисленных текстов русской литературы.
Как уже отмечалось,
Петербургский текст и, соответственно, петербургский миф неотделим от образа
создателя города.
"В народных
преданиях Петр — антихрист, порождение Сатаны, подмененный царь. Город,
основанный им, не русский (то есть не истинный, противоестественный) город, его удел — исчезнуть с лица
земли. В письменной литературе, напротив, Петр — личность исключительная,
герой, титан, полубог. Город, основанный им, есть великое дело, которому
суждено существовать в веках."8 Основные направления мифа о
Петербурге четко выделились уже к середине XVIII века, а в XIX и XX столетиях
углубились и получили новые нюансы.
В "Медном
всаднике" Пушкин выступает последним певцом светлой, величественной
стороны Петербурга и первым представителем письменной литературы, воплотившим в
реальных художественных чертах его роковую и трагическую роль в судьбе
человека, — отмечает Долгополов. Светлому, величественному городу вступления
соответствует в тексте поэмы все тот же город, но как мрачный, роковой,
губительный символ.
Петербургский текст
и петербургский архитектурный пейзаж взаимозависимы и
взаимно обусловливают друг друга. Памятник Фальконе становится в XX веке источником приписывания городу
двух покровителей: Петра и его двойника-антагониста — Змея. "Из многих
примеров укажем на стихотворение Брюсова "к Петрограду" ("Город
Змеи и Медного всадника...")
 
|