РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Петру передаются атрибуты его двойника-противника — "И мудростью подобен змию Веселый царь..."9

Сакральная роль памятника Петра отмечена и Даниилом Андреевым, согласно концепции которого Медный всадник в Петербурге является своеобразной "точкой пересечения" верхних и нижних миров, "инфра-" и "мета-Петербурга", причем Змей выступает как символ необузданной, грозной стихии, способной поглотить своего державного властителя10.

 

В стихотворении Блока "Петр" (1904) "веселый царь" и Змей делят власть над призрачным, миражным городом:

Сойдут глухие вечера,

Змей расклубится над домами,

В руке протянутой Петра

Запляшет факельное пламя..."

Особенность Петербурга в том, что он сначала осмысляется как художественный текст вообще, это "город гениальных декораций — для всего, что свершилось в нем и великого, и малого, и прекрасного, и отвратительного он умел дать надлежащую оправу."12

Метафора "Петербург — книга" сопутствовала всей истории апологии города, именно она определяет ряд устойчивых параллелей стиха и архитектуры в поэзии XIX и XX веков. "В "Петербургский текст" входят, занимая в нем важное место и произведения других искусств, главным образом, конечно, памятник Фальконе, и иные скульптурные и архитектурные памятники и ансамбли города."13

 

Среди параметров Петербургского текста Топоров выделяет и особые ситуации: "Из соотношения противопоставленных частей внутри природы и культуры и возникают типично петербургские ситуации: с одной стороны, темно-призрачный хаос, в котором ничего с определенностью не видно, кроме мороков и размытости, предательского двоения, где сущее и не-сущее меняются местами, притворяются одно другим, смешиваются, сливаются, поддразнивают наблюдателя (мираж, сновидение, призрак, тень, двойник, отражения в зеркалах, "петербургская чертовщина" и под.), с другой стороны, светло-призрачный космос как идеальное единство природы и культуры, читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->