РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
характеризующийся
логичностью, гармоничностью, предельной видимостью (ясностью) вплоть до
ясновидения и провиденциальных откровений"14.
Параллелизм
визуального и словесного кодов, мотив двойничества, ситуация культурного
билингвизма — вот признаки "поэтики Санкт-Петербурга" начала XX века.
Эта поэтика, как считает исследователь, "апеллировала к уходящей в
бесконечность "эскалации отражений" — активность и неисчерпанность
этой тенденции ощущается и сегодня."15
Обратимся к текстам русской рок-поэзии,
чтобы соотнести творчество рок-поэтов с традицией и оценить степень их
включенности в Петербургский текст. Речь идет о текстах рок-композиций
Гребенщикова "Дорога 21", "Пески Петербурга", , "Вавилон", "Молодые львы",
"Государыня"; Шевчука "Черный пес Петербург",
"Суббота", "Ленинград"; Башлачева "Петербургская
свадьба"и "Абсолютный вахтер".
Ключом к пониманию
той позиции, которой придерживаются в разработке темы петербургского мифа
отечественные рок-поэты, может служить знаменитая
фраза из "Египетской марки" Мандельштама: "Страшно подумать, что
наша жизнь — это повесть без фабулы и героя, сделанная из пустоты и стекла, из
горячего лепета одних отступлений, из петербургского инфлуэнцного бреда."16
М. Тимашева пишет,
что Ленинград стал центром отечественного рока, хотя "все начиналось в
Москве", что "Ленинград выносил и молодежную культурную революцию.
Это произошло, в тот момент, когда рок-культура осознала себя частью нашей
культуры... Лирический герой, которого вырастил ленинградский рок, — герой
исповедующийся, идущий от того, что принято называть внутренним миром
личности."17
Борис Гребенщиков является коренным
петербургским жителем,
Башлачев — из Кемерово. Не случайно и Виктор Цой, и
Вячеслав Бутусов (лидеры групп "Кино" и
"Наутилус-помпилиус") переехали в Ленинград, один — из Казахстана,
другой — из Свердловска.
 
|