РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Я знаю, зачем
Иду по земле.
Мне будет легко
улетать.
Но мотив полета выступает у Башлачева метафорой
смерти. Взаимодействие мотива полета в данном значении с мотивом красного цвета
порождает образ города, обреченного на уничтожение и обрекающего на гибель
своих жителей. Можно сказать, что в данном случае текст Башлачева, подобно
ахматовскому "Реквиему", выполняет и отмеченную Топоровым функцию
"поминального синодика", присущую Петербургскому тексту.
Еще один,
принципиально иной выход из ситуации физического и духовного подавления возникает
в тексте Башлачева, когда от несвободы лирический герой спасается творчеством.
"Шпиль строки", который тот "врезает" в "решетку
страшных снов", заслуживает более пристального рассмотрения. "При
существенной важности любой значительной вертикали в Петербурге и ее
организующе-собирающей роли для ориентации в пространстве города, шпиль вместе
с тем то, что выводит из этого профанического пространства, вовлекает в
сакральное пространство небесного, "космического", надмирного,
божественного.
Поэтому петербургский
шпиль, пусть на определенное время, в определенных обстоятельствах, когда
человек находится в определенном состоянии, приобретает и высокое символическое
значение...
Петербургские шпили
функционально отчасти соответствуют московским крестам: нечто
"вещественно-материальное", что служит для ретрансляции
природно-космического, надмирного в сферу духовного,"
— отмечает Топоров30. "В петербургской поэзии начала XX века часты упоминания главных
петербургских шпилей в финале, pointe стихотворения, иконически
отображавшие ориентацию петербургской перспективы на высотную доминанту,
заостренную вертикаль"31
"Шпиль
строки" у Башлачева несет в себе и черты "ретранслятора
природно-космического в сферу духовного", и черты, характеризующие облик
"петербургского поэтического языка".
Тема Петербурга как
"тюрьмы духа", миражного города, обманчивый морок которого подчиняет
себе личность человека, лишает его индивидуальности и превращает в
"функцию" государственной машины, получает развитие в композиции
Башлачева "Абсолютный вахтер", заставляющей вспомнить миражный
Петербург повестей Гоголя и романа Андрея Белого:
 
|