РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Этот город скользит
и меняет названья,
Этот адрес давно
кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нет ни зданья,
Здесь всю ночь правит
бал Абсолютный вахтер.
Несмотря на отсутствие в тексте композиции
узнаваемой петербургской атрибутики, несмотря на возможность расширительного
толкования образа города как наднационального символа, лишенного конкретного
"наполнения", представляется возможным предположить, что именно
Северная Пальмира, в прошлом — военная столица империи, является
местопребыванием
Абсолютного вахтера. Именно здесь, с точки зрения
автора, сосредоточены силы, которые определяют судьбы страны.
"Абсолютный
вахтер" становится универсальным воплощением идеи тоталитаризма, идеи
абсолютной власти. Башлачев подчеркивает, что имя для данного образа-символа не
является определяющим фактором: "Абсолютный вахтер — и Адольф, и
Иосиф".
Миражный,
фантомный мегалополис, который "меняет названья" (Петербург —
Петроград
— Ленинград и, уже после гибели Башлачева, вновь Петербург) — это город, не
принадлежащий всецело ни Востоку, ни
Западу. Он становится универсальной ареной действия (и одновременно
субъектом действия); здесь Абсолютный вахтер вершит историю:
Он отлит в ледяную
нейтральную форму,
Он — тугая пружина,
он нем и суров.
Генеральный хозяин
тотального шторма
Гонит пыль по
фарватеру красных ковров.
Отметим, что в роли "Абсолютного вахтера"
может выступать и Медный Всадник, в особенности если
соотнести образ усмирителя невской стихии с развернутой метафорой Башлачева
"генеральный хозяин тотального шторма".
 
|