РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Город, который "скользит и меняет
названья", город, где нет ни улиц, ни зданий — это казенно-бюрократическая
столица империи петербургских повестей Гоголя "Нос", "Невский
проспект", "Шинель", "Портрет"; это город, где
властвует Аполлон Аполлонович Аблеухов.
К лирике Башлачева можно применить определение
специфики урбанистической лирики Блока, следующего гоголевской традиции,
которое дает З.Г. Минц: "Город" Блока, как, к
примеру, "Невский проспект" Гоголя — не просто место действия,
"среда", пассивное географическое окружение героев...
Петербург в тексте выступает как персонаж."32 Минц указывает
также, что Блок "объясняет "странное зло" города прямым
вмешательством "инфернальных сил", в том числе и сил самого города,
притворяющегося скоплением предметов лишь днем, а ночью проявляющего свою
дьявольскую силу и способность управлять жизнью живых людей".33
В этой связи можно вспомнить, что В.М. Паперный,
анализируя элементы гоголевской поэтики в "Петербурге" А. Белого,
выделяет следующие доминантные мотивы: Петербург — "призрачный город, в котором человек теряет человеческое лицо,
отождествляясь с вещью...; бюрократизированный
город "присутственных мест"... "департаментов",
"циркуляров", "чиновников", в котором человеческое начало
подавлено бюрократической регулярностью; страшный
и гибельный город, обрекающий человека на одиночество, безумие и болезнь,
превращающий множество живых людей в нерасчлененную толпу..."34
В гротескном образе Абсолютного вахтера, наделенного
властью вселенских масштабов, "значительные лица" гоголевских
повестей и "инфернальные силы" блоковской лирики обретают новую
жизнь. Следует отметить, что Башлачев намеренно снижает образ центрального
персонажа: не генералиссимус, не фюрер, не император, а вахтер "правит
бал" в миражном городе. Вахтер — воплощение власти государственной машины,
но в то же время он — и ее орудие, "винтик".
Автор утверждает: "Абсолютный вахтер — лишь стерильная схема".
Таким образом, в
композиции парадоксально возникает тема "маленького человека" столь
характерная для Петербургского текста. Если в "Петербургской свадьбе"
"бедный Евгений" представал в роли двойника Медного всадника, то в
"Абсолютном вахтере" двойником значительного
лица оказывается Акакий Акакиевич Башмачкин.
 
|