МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР
В методологическом плане соотнесенность сфер рок-культура/антикультура актуализирует
соотнесенность фигур рокер/антигерой.
В данной работе мы ставим перед собой две задачи: 1) попытаться" осмыслить
в культурологическом контексте феномен "трикстера" как универсального
анти-героя, нашедшего воплощение в целом ряде
персонажей смеховой культуры; 2) показать и обосновать взаимосвязь между
фигурой современного рок-исполнителя и его мифологическим прототипом в лице
трикстера.
Дуализм как
"признание двух противоположных начал" и "иерархическая поляризация
на всех уровнях: космологическом, антропологическом, этическом и т.п."
[17, с. 123], как одна из основных черт архаического мышления и мировосприятия
(хаос/космос, зло/добро) помимо прочего нашел выражение в оппозиционной паре культурный герой/анти-герой как
отрицательный вариант, брат-близнец последнего (египетский Сет, греческий
Прометей, североамериканский Койот). В мифологиях разных народов мира существуют т.н.
"близнечные пары" (меланезийские То Кабинане
и То Карвуву, древнегреческие Прометей и Эпиметей, скандинавские Локи и Один).
Если у культурного героя нет брата- двойника, он сочетает в своем лице
серьезные деяния и озорные, плутовские выходки (Элегба у племени йоруба,
Вакждункага у племени виннебаго). В более поздних традициях чертами трикстера
начинают наделяться именно героически-божественные персонажи (Диа у самоедов,
Дяйку у нганасан, Иолофан у микронезий- цев, Ича у
селькупов [См.: 14]). Отличие трикстера от культурного героя состоит в
следующем: 1) жульничество, трюкачество, лукавство и озорство; 2)
сомнительность или вторичность его божественности; 3) способность порождать
отрицательную силу (например, Локи создает хтонических чудовищ Форнир,
Йормунгад и Хель). Однако трикстер способен добывать и
ценные для людей вещи. Комический дублер культурного героя — это не только обжора
(Ворон, Йо) или похотливый развратник (Норка, Легба),
но и герой, стоящий по ту сторону норм права и общинной морали.
"Потусторонность" трикстера позволяет ему видеть и ценить то, что
обычным смертным представляется абсурдным.
 
|