МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР
Высшая цель трикстера -
достижение полной свободы, поэтому он пренебрегает всеми земными благами, ведет
себя неразумно, глупо*. Трикстер принадлежит миру архаической мифологии, в
котором еще не разделены божественное и человеческое начала, тьма и свет. Свой
путь он всегда завершает до воцарения общего миропорядка. Поэтому вполне
справедливо обозначить его как "примитивное космическое существо
божественно-животной природы" [4, с. 276]. Так как
трикстер асоциален, мифы о нем всегда содержат сатиру на общественный порядок,
и устройство, он игнорирует установленные обществом правила и нормы:
"беспорядок — неотъемлемая часть жизни, и трикстер - воплощенный дух этого
беспорядка", его функция - "внесение беспорядка в порядок и таким
образом создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного"
[3, с. 257]. Интересно, что в процессе развития мифа о триксте- ре возникло две разнонаправленные тенденции: образ
трикстера сводился либо к образу культурного героя, либо к образу сатаны.
Возможно, именно эта двойственность обусловила "универсализм"
трикстера. С одной стороны, трикстер предстает как "теневая фигура,
действующая антагонистически по отношению к личностному сознанию", как
"коллективный теневой образ, воплощение всех низших черт индивидуальных
характеров" [4, с.277]; с другой стороны, в силу статуса аутсайдера,
маргинала трикстер предстает как фигура трагическая, жертвенная:
"Вакджункага странствовал по этому миру и всех любил. Он всех называл
своими братьями, но его в ответ оскорбляли. Он никого не мог одолеть. Каждый
норовил подшутить над ним" (начало мифа о трикстере у индейцев племени
виннебаго) [2, с. 211]. Сатира и насмешки трикстера над
сакральным связаны с "кризисом божественного" - трикстер посредством
осмеяния (обращенная этикетность богохульственных праздников, вербальное
святотатство) обновляет "износившихся богов". Суть трикстера,
по Е.М.Мелетинскому, составляет "некий универсальный комизм,
распространяющийся и на одураченных жертв плута, и на
высокие ритуалы, и на асоциальность и невоздержанность самого плута.
 
|